Где запрещен обгон пдд

 

Не все водители знают, в каких случаях запрещен обгон, потому часто сталкиваются с тем, что их штрафуют сотрудники ГИБДД. Несоблюдение ПДД может иметь и более негативные последствия. Существует значительное количество участков дороги, где в настоящее время запрещен обгон. Он не допускается при количестве рядов на трассе более трех, наличии соответствующего знака, сплошно линии разметки между рядами, а также на фрагментах трассы с ухудшенной видимостью.

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки - :

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Объезд и обгон перед железнодорожным переездом

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2019 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками , и :

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Штрафы за неправильный обгон.

КоАП не содержит отдельного штрафа для каждого из возможных случаев нарушения правил при совершении обгона. Но за любое из них виновник будет привлечен к ответственности по ч. 4 и 5 ст. КоАП:

  • «4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
  • «5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Это происходит потому, что теперь любой обгон - выезд на полосу встречного движения.

Некоторые водители уверены, что 5000 р штрафа по п.4 ст. КоАП грозят только за обгон под запрещающим знаком или пересечение сплошной. На самом деле, она может применяться за любое из описанных нарушений. То есть, достаточно начать обгон, создавая помеху другому транспорту чтобы лишиться прав на 4 – 6 месяцев.

Вторичное нарушение гарантированно будет стоить водительского удостоверения на год если вас заметит инспектор ГИБДД. Если же водитель попадет в объектив камеры, то получит «письмо счастья» со штрафом в 5000р.

Если же инспектор ГИБДД заснял нарушение на камеру, то так же поставил протокол и передаст дело в суд на лишение прав, так как в данном случае запись просто доказательство. Тем не менее, инспектор так же может ограничиться штрафом. И не важно, что в прошлый раз вас оштрафовали за неправильный объезд препятствия или просто езду по встречной, нарушение будет считаться повторным.

Вернуться

Опережение и обгон: отличие

Фото 2

ПДД разграничивает обгон и опережение. Опережение — это движение с превышением скорости попутных машин в пределах своей полосы. Обгон же выполняется с выездом на «встречку» и обязательным возвращением на исходную полосу.

Еще одно отличие заключается в способе опережения. При обгоне он возможен только слева, а при опережении — как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. А вот опережение можно совершать практически в любой ситуации. Единственное исключение — опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если другой транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение нельзя совершать с выездом на «встречку», иначе это считается обгоном.

Что такое обгон?

Многие водители изначально путают обгон и опережение. На самом деле, обгон лишь один из его видов. Понятие обгона содержится в п. 1.2 ПДД:

  • «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.»

Маневр будет считаться обгоном, только если машина выезжает на встречную полосу, а затем возвращается в свою, он совершен с целью опережения другого транспортного средства. При этом скорость обгоняющего транспортного средства будет больше обгоняемого.

Обгон не запрещен законом, когда не совершатся в нарушение установленных правил.

Вернуться

Правила обгона

Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).

Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.

Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:

  • начало подавать знак левого поворота;
  • производит обгон или объезд препятствия.

Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.

Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.

Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.

Как правильно выполнить маневр

Обгон совершается водителем по причине медленного движения транспорта, движущегося впереди. Если движение ТС медленнее разрешенного, то обгон – вполне оправданный маневр. Однако даже в таких случаях водитель обязан соблюдать порядок и правила действия.

Подготовка к маневру

В момент подготовки к совершению обгона автомобилист должен убедиться в наличии свободного пространства на встречной полосе. Его должно быть достаточно для совершения объезда. То есть на «встречке» не должно быть движущихся ТС в зоне видимости, а если и есть, то они должны двигаться на достаточно серьезном расстоянии и с невысокой скоростью.

Поэтому водитель должен учитывать запас пространства и времени, за которое ему нужно успеть выполнить маневр. Как правило, чем больше пространство – тем безопаснее действие.

Так же нужно помнить, что движущееся на встречу транспортное средство не обязано останавливаться или замедлять движение.

Совершение обгона

При выполнении маневра всегда есть риск ошибки, для минимизации которого водитель соблюдает некоторые правила:

  • запрещено препятствие обгону попутным автомобилем;
  • обгон запрещен, когда скорость движения не достаточна;
  • двойной обгон возможен только, когда после окончания первого маневра, водитель незамедлительно приступает ко второму.

Правильный обгон выполняется в три этапа:

  1. Выезд на «встречку»:
    • на этом этапе нужно приблизится к попутному автомобилю на расстояние 30-40 метров;
    • убедиться в отсутствии машин, движущихся сзади, либо в том, что они не собираются выполнять подобный маневр;
    • убедиться, что обгон на данном участке дороги разрешен, а на встречной полосе имеется убедительное расстояние для совершения маневра;
    • включить левый поворотник;
    • выехать на встречную полосу. При возникновении препятствия, вернуться в свою полосу.
  1. Опережение:
    • понизить передачу при движении на один пункт, то есть с 5 на 4, с 4 на 3 и так далее;
    • догнать автомобиль, а затем стремительно вырваться вперед.
  1. Возвращение на свою полосу:
    • включить правы поворотник;
    • вернуться в полосу, не сбрасывая скорости;
    • выровнять движение.
Все этапы обгона должны выполняться быстро и четко. Это минимизирует возможность создания аварийной ситуации.

Фото 2

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только  и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

1) общие;

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» ()

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с данным запрещающим дорожным знаком.

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков , ), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» ().

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или ) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Места, где запрещен обгон

Итак, обгон автомототранспорта запрещается в следующих ситуациях (статья 11.2 Правил движения):

  • автотранспорт, движущийся впереди, производит обгон иного автотранспорта или объезд препятствия (колесо, яма, посторонние предметы и так далее), расположенного на проезжей части;
  • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал левым поворотом о начале обгона, перестроении или соответственно повороте налево (развороте);
  • транспортное средство, следующее за автомобилем, намеревающимся совершить обгон, уже приступило к выполнению аналогичного маневра;
  • после совершения обгона автомобиль не имеет возможности, не создавая помех или аварийной ситуации вернуться на свою полосу движения.

Действующим законодательством, а именно статьей 11.4 ПДД приводится список мест, при проезде которых так же запрещается выполнение обгона автомобильного транспорта.

В городе

В населенном пункте, в соответствии с правилами, обгон запрещается на следующих местах, вне зависимости от наличия/отсутствия запрещающих знаков:

  1. На регулируемых перекрестках (перекресток является регулируемым, если установлен светофор, определяющий направление разрешенного движения или есть регулировщик). Запрет обгона связан с одновременным и достаточно плотным, особенно в больших городах, движением автотранспорта в обоих направлениях.
  2. На перекрестках, являющихся нерегулируемыми, при условии движения по второстепенной дороге. Второстепенная дорога может обозначаться одним из следующих знаков:
    • «Уступи дорогу»;
    • «Пересечение с главной дорогой» (второстепенная дорога на этом знаке обозначается полосой, меньшей по ширине).
  3. На пешеходных переходах. Ранее запрет распространялся только при наличии на переходе пешехода, но в связи с поправками, утвержденными в ноябре 2014 года, такое исключение полностью снято.
  4. На железнодорожных переездах ввиду наличия зоны повышенной опасности при приближении поезда;
  5. На расстоянии в 100 м до железнодорожного переезда;
  6. На мостах и под ними;
  7. На эстакадах и под ними;
  8. На путепроводах и под ними;
  9. При подъеме на мост, путепровод или эстакаду;
  10. В тоннелях;
  11. В любых зонах с недостаточной видимостью.

Вне населенного пункта

Обгон вне населенного пункта так же запрещается на перекрестках (регулируемых и нерегулируемых при движении по второстепенной дороге), на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и в пределах 100 м до них, на мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях и так далее (в общем, во всех местах, аналогичных населенным пунктам).

Дополнительно обгон вне территории населенного пункта запрещен:

  • на аварийных участках дорог, обозначенных знаком:
  • на участках дорог повышенной опасности, например, вследствие плохого состояния дорожного покрытия, возможности выброса гравия из-под колес, на скользкой дороге. Опасные участки так же дополнительно обозначаются предупреждающими знаками. Например, возможность выброса гравия:
  • на участках дорог при наличии опасных поворотов. Дополнительные предупреждающие знаки, установленные перед такими участками, сообщают о стороне, в которую будет производиться резкий поворот;
  • на участках дорог с крутым подъемом или спуском. Предупреждающие знаки указывают не только на наличие крутого подъема (спуска), но и на размер уклона (в градусах);
  • на любых участках с ограниченной видимостью движения (например, при плохих погодных условиях, наличии на проезжей части иных автомототранспортных средств и так далее).
Фото 3

Какое может быть наказание

Случаев и вариантов обгона может быть несколько. Однако КоАП не предусматривает различные категории штрафов за ошибочный обгон.

Водители привлекаются к ответственности в следующих случаях:

  • выезд на «встречку» или трамвайные пути встречного автодвижения;
  • совершение правонарушения повторно.

По закону лишение прав предусмотрено только в том случае, если водитель совершил обгон в неположенном месте. Например, в случае обгона через сплошную полосу.

Иногда обгон начинают через прерывистую полосу, но впереди видима сплошная полоса. В этом случае специалисты советуют отказаться от совершения такого обгона и вернуться в свою линию.

Лишение прав также следует за совершением обгона, который создал какие-либо помехи для движения других автомобилей.

В других случаях неправильного обгона законом предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. Однако окончательное решение по наказанию автовладельца принимают судебные органы.

Как правило, судьи берут во внимание все аспекты совершенного деяния: смягчающие и отягчающие обстоятельства. В случае отсутствия последних суд вправе заменить лишение прав обычной уплатой штрафа.

При автоматической фиксации нарушения, то есть фиксация камерой видеонаблюдения, лишение прав невозможно. Соответственно, на нарушителя налагается штраф. Извещение о проступке происходит через sms или почте. Проверить наличие штрафов возможно также в специальном онлай-приложении на мобильном устройстве.

Для предотвращения негативных последствий следует совершать обгон исключительно в предназначенном для этого месте, и не нарушая прав других участников дорожного движения.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обгон, представляющий риск для самого участника движения, который на него решается и для других автомобилей. Именно вследствие его опасности рекомендуется не проводить его без необходимости.

Если же избежать его нельзя, его следует выполнить в соответствии с правовыми нормами, а также рекомендациями, которыми описывается, что нужно делать, а чего следует избегать.

Основные понятия

Обгон — это частное понятие по отношению к более общему понятию опережения. Обгон имеет место лишь в том случае опережения, когда автолюбитель выполняет маневр их трех этапов.

В первую очередь он переходит из ряда, который он занимает на своей стороне трассы, в более левый встречный ряд.

Далее, двигаясь по этому ряду, он перегоняет транспортные средства, остающиеся на том ряду, в котором он ехал ранее. Следом он возвращается на этот ряд уже перед этими ТС.

При этом описанный маневр можно осуществить лишь на трассе с двумя разнонаправленными полосами или с тремя, из которых средняя будет встречной.

Если полос четыре или более, выезжать на встречку и, соответственно, обгонять иные ТС запрещено, допускается исключительно опережение.

При этом и на двух и трехполосной дороге любой маневр, отличающийся от вышеописанного с его тремя этапами, станет опережением.

Так, опережением будет маневр при перестроении на встречку и прохождении других транспортных средств, но без возвращения на прежнюю полосу, т.е. при продолжении движения по встречке.

Именно опережением будет обход другого авто справа, ранее можно было сказать, что обгон справа запрещен, а сейчас маневр разрешили, но обгоном он уже по определению не является.

Знак «Обгон запрещен» — дорожный знак, имеющий индекс . После прохождения этого знака далее по трассе запрещено обгонять, пока его действие не будет отменено тем или иным образом.

Повторное нарушение ПДД — в данном случае нарушение, допущенное не позднее одного года с момента выплаты штрафа либо возвращения изъятых прав.

Зона действия данного дорожного знака

Конец отрезка трассы, на котором водителю, проехавшему знак «Обгон запрещен», не разрешается осуществлять соответствующий маневр, может быть обозначен целым рядом способов.

Фото: дорожный знак Обгон запрещен

Один из них — это специальный знак , который устанавливает, что в данной точке действие знака прекращается.

При его появлении автовладелец получает возможность производить данный маневр при условии, что обгонять не запрещено на каком-либо ином основании.

Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях на трассе через небольшой промежуток после знака идет новый знак .

Фото: дорожный знак -Конец зоны запрещения обгона

Более общий характер имеет знак . Его значение — прекращение всех ранее установленных на трассе ограничений.

Фото: дорожный знак -Конец зоны всех ограничений

Безусловно, он лишит силы ранее встреченный знак «Обгон запрещен», но наряду с этим отменит и скоростные ограничения или запрет на стоянку. Для знака , рассматриваемого в данной статье, он имеет значение, эквивалентное знаку .

Еще один вариант — автоматическое прекращение действия знака без вышеперечисленных специальных знаков.

Если знак «Обгон запрещен» установлен внутри населенного пункта, то это происходит, когда на трассе появляется табличка, указывающая на конец данного населенного пункта.

Если же знак «Обгон запрещен» установлен вне населенного пункта на трассе, то налагаемые им ограничения перестают быть значимыми, когда начинается населенный пункт.

Еще один вариант— прохождение первого перекрестка вслед за знаком. Сам перекресток может быть любой конфигурации, в том числе крестообразным, Т-образным или иным.

Оговаривается лишь, что он должен быть действительно перекрестком двух дорог, а не примыканием полевой, степной или лесной дороги.

Кроме того, зону действия знака «Обгон запрещен» можно определить, используя табличку с расстоянием. Она располагается под самим знаком.

На нее наносятся стрелки с двух сторон, а между ними пишется цифра, которая и обозначает отрезок, на протяжении которого действует запрет для данного маневра.

В частности, если на ней написано 2 километра, обгонять нельзя именно на таком отрезке трассы за знаком.

При таком определении зоны действия водителю непросто установить конкретную точку, в которой он снова может обгонять.

По этой причине ему имеет смысл для надежности как можно дольше воздерживаться от данного маневра.

Существует знак «Обгон запрещен» во временном исполнении. Его индекс также , отличие состоит только в том, что красный и черный автомобиль изображены на желтом поле вместо белого.

Для него зона действия определяется ровно таким же способом, как и для постоянного варианта, в том числе знаками конца зоны ограничения, концом населенного пункта, перекрестком либо табличкой под знаком.

Оговаривается, что у временного знака существует приоритет над постоянным и при их несовпадении подчиняться надо именно требованиям временного знака.

В то же время прекращение сплошной линии разметки через некоторое время после знака «Обгон запрещен» не означает, что зона его действия завершилась.

В подобном случае нужно продолжать движение с соблюдением правила о запрете обгона.

По ГОСТу сплошная линия должна обязательно быть выполнена после знака, но при ее отсутствии нужно также подчиняться указанию знака.

Общее правило гласит, что, если знаки и разметка противоречат друг другу, приоритет остается за знаками.

Равным образом поворот трассы или ее разворот не прекращает отмену знака «Обгон запрещен». Ранее такое условие было предусмотрено, однако затем его отменили.

Действующая нормативная база

Нормативная база, которой регламентируется применение знака «Обгон запрещен» включает:

  1. ГОСТ Р 52289-2004.
  2. Правила дорожного движения (ПДД).
  3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Фото 4

Что говорится в ПДД

Правилам маневрирования на проезжей части, в том числе обгону, опережению и встречному разъезду посвящена статья 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • обязанности водителя, которыми требуется руководствоваться перед совершением любого маневра;
  • ситуации, при наступлении которых запрещается выполнять такой маневр, как обгон;
  • заперты для водителей обгоняемого транспортного средства, в частности запрет на увеличение скорости, создание помех и иных видов препятствий автотранспорту, совершаемому обгон;
  • особые зоны, в которых обгон запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии соответствующих дорожных знаков или разметки;
  • правила поведения водителей тихоходных транспортных средств, а именно необходимость занять водителем такого вида транспорта крайнее правое положение или полностью остановиться, чтобы не препятствовать обгону (опережению). Данное правило распространяется исключительно при движении вне зоны населенных пунктов.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://l-a-w.ru/auto/v-kakix-sluchayax-zapreshhen-obgon/
  • https://pddmaster.ru/pdd/pravila-obgona.html
  • https://topurist.ru/article/53841-shtrafy-pri-nepravilnom-obgone.html
  • http://yconsult.ru/avto/gde-zapreshhen-obgon/
  • https://bibiguru.ru/gde-zapreshhen-obgon/
  • https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/obgon-operezhenie-vstrechnyj-razezd.html
  • http://avtopravozashita.ru/obgon/gde-zapreshhen-obgon.html
  • https://autolab24.ru/gde-zapreshhen-obgon/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий