Езда по тротуару какой штраф

 

Какое наказание за езду на машине по тротуару в 2019 году? Сколько предусмотрен штраф ГИБДД за движение по пешеходной части дороги на автомобиле?. Штраф за езду по тротуару в каком случае назначается? Как доказать подобное нарушение? Как самостоятельно бороться с автохамством? Как обжаловать неправомерный штраф?

Что угрожает водителю за нарушение

Административный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание не только за езду по тротуарам, но и за остановку на них. Подобные правонарушения регламентируются Статьей Административного кодекса. В 2019 году штраф за езду по тротуарам составит 2000 рублей.

Если же водитель решил оставить своё транспортное средство на тротуаре, то подобная стоянка обойдётся ему в 1000 рублей. Характерно, что автомобиль считается остановившимся на тротуаре даже в том случае, если на бордюре стоит только одно его колесо. Поэтому, оставив машину подобным способом, её владелец должен понимать, что встретиться с ней в следующий раз он сможет только на штрафплощадке и только после оплаты соответствующего штрафа, а также услуг хранения. В итоге такая парковка может обойтись очень дорого. Машина может быть без согласия и присутствия её владельца отправлена на эвакуаторе на место своего принудительного хранения.

Интересно, что штраф за езду по тротуару и остановку на нём является единым для всех российских регионов. Даже в крупных населённых пунктах федерального значения он составит такую же сумму. Ведь во многих из них существует система удваивания некоторых штрафов за нарушение ПДД.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в последние годы показывает значительный рост пострадавших пешеходов от наезда на них транспортных средств на тротуарах. Наиболее угнетающая статистика, естественно, наблюдается в крупных городах страны. Ввиду этого активисты, которые борются за соблюдение законности на российских дорогах, активно требуют ведения гораздо более серьёзной административной ответственности за езду по тротуарам, чем штраф в 2000 рублей. Неоднократно высказывались пожелания лишать водителей прав за совершение подобных манёвров. На законодательном уровне подобные предложения пока что не рассматривались. Однако автомобильные эксперты прогнозируют в недалёком будущем значительное увеличение суммы штрафов и ужесточение санкций за совершение нарушений Правил дорожного движения в России. Откровенно говоря, в основе предполагаемых изменений лежит не только правовая и морально-этическая составляющие, но и экономическая. Большинство штрафов было введено ещё до значительного падения курса рубля? и по нынешним временам они перестают быть серьёзным сдерживающим фактором для нарушителей на российских дорогах. В последнее время в Административном кодексе России всё же произошли некоторые изменения, но они затронули лишь часть сегмента нарушений ПДД.

Видео о езде по тротуару в Санкт-Петербурге

Когда можно проезжать по тротуару

Многие водители, рассматривая вопрос выезда на тротуар и неизбежности такого действия, задаются вопросом — является ли нарушением такое действие и в каких случаях удастся избежать наказания. Не будут привлекать к ответственности в следующем случае:

  • При наличии необходимости грузового авто подъехать задним ходом для погрузки-выгрузки товара к торговой точке, супермаркету или другой фирме или организации. В этом случае стоит учитывать, что должно быть одно значительное условие – к данному месту должны отсутствовать другие подъезды;
  • Допускается нахождение на тротуаре служебной машины ремонтной службы в случае, если они в данный момент присутствуют там по причине выполнения работ;
  • При наличии необходимости подъезда к зданию, сооружению или любому другому месту при условии, что иного способа добраться туда нет. При этом автомобилист должен быть особенно осторожным, поскольку следует соблюдать установленную скорость, чтобы не наехать на пешехода или на участников дорожного движения, которые передвигаются по тротуару на велосипеде.

Штраф за езду по тротуару

Рассмотрим также сопутствующий штраф за движение по тротуару (часть 2 статьи КоАП):

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Штраф за движение по тротуару составляет 2 000 рублей независимо от региона.

Таким образом получается, что с точки зрения штрафов в Москве и Санкт-Петербурге по тротуарам дешевле ездить, а в остальных регионах дешевле на тротуарах стоять.

Примечание. В некоторых ситуациях правила дорожного движения разрешают движение по тротуару. При этом водитель не должен быть наказан.

Например, грузовой автомобиль может проехать по тротуару к магазину для разгрузки. Такой маневр разрешается только в том случае, если других путей подъезда не предусмотрено.

Можно ли оспорить протокол

Езда по тротуару относится к наиболее часто оспариваемым правонарушениям. Особенно это актуально в мегаполисах и больших городах.

Практика показывает, что сотрудники ГИБДД наказывают штрафами, как правило, только тех нерадивых водителей, которые едут по тротуару с задачей объехать пробку, сократить путь и так далее. Практически всегда с первого взгляда понятно, для чего человек заехал на него. Но если представители правопорядка всё же оштрафовали водителя за езду по тротуару, а он с этим категорически не согласен, то есть возможность оспорить действия сотрудников ГИБДД. Составленный протокол водителю лучше подписать, но в комментариях он обязательно должен отметить, что несогласен с инкриминируемым ему правонарушением и объяснить причины своего манёвра. Можно попытаться разрешить ситуацию на месте, подробно и аргументировано объяснив инспектору причины своего поведения. Если же это не удалось, то дальнейшее развитие событий переходит в русло судебного разбирательства. Есть ещё возможность оспорить постановление о штрафе, подав заявление в местное управление ГИБДД.

Существует ошибочное мнение о том, что, ставя подпись в протоколе ГИБДД, выписанном за нарушение Правил дорожного движения, водитель автоматически соглашается с ним и признаёт себя виновным. Но это далеко не так. Подпись означает только то, что он ознакомлен с его содержанием. Свои замечания водитель вносит в отдельную графу. Также очень рекомендуется иметь на руках копию данного протокола, которая поможет при оспаривании наложенного штрафа, поскольку в дальнейшем при его получении могут возникнуть различные бюрократические рогатки.

Если же постановление о штрафе выписано по результатам видеофиксации, то в данном случае существует несколько способов доказать свою невиновность. Во-первых, комплекс видеофиксации должен иметь соответствующие сертификаты и документы о проверке его работоспособности, которая должна периодически проходить в установленные ГОСТами сроки. Также сам комплекс должен быть размещён без нарушения Правил дорожного движения и в соответствии с техническими нормами, установленными ГОСТом. Во-вторых, можно оспорить результаты дорожных камер или видеорегистратора на патрульной машине, если чётко не просматриваются номера автомобиля и его марка. Также можно аргументировать свою невиновность тем, что в момент совершения правонарушения за рулём был не владелец машины. Это в том случае, если невозможно идентифицировать его лицо. Если это так и нарушителю повезло, то ему потребуется минимум два свидетеля, которые подтвердят, что хозяин машины в указанный день и час пребывал далеко за пределами того района, в котором случился данный инцидент.

Большинство дел в суде выигрывают водители

Если отсутствует хотя бы один из требуемых документов или не соблюдено одно из указанных выше условий, суд может вынести решение в пользу водителя. Если же невиновность не удалось доказать в суде первой инстанции, то есть возможность обратиться в суд высшей инстанции — Апелляционный. Вопреки расхожему мнению о том, что результаты видеофиксации оспорить очень сложно, судебная практика говорит о том, что 65% подобных дел было выиграно именно водителями. Как видим, это больше половины. Поэтому положение далеко не безнадёжно.

Как накажут

Фото 2

За въезд и движение про тротуару предусмотрено административное наказание:

  • За езду шофера оштрафуют на рублей. При этом шофер должен по первому требованию инспектора покинуть пешеходную дорожку.
  • За парковку шофера оштрафуют на рублей. Если преступление произошло в столице или Санкт-Петербурге, то размер штрафа возрастет до рублей. Если инспектор обнаружил нарушение, то он может потребовать у водителя, чтобы он покинул дорожку. Если шофера отсутствует, то инспектор может эвакуировать машину на штрафную площадку (при этом за услуги эвакуатора и простой платит владелец транспортного средства).

Следует обратить внимание, что въезд достаточно жестко регламентируется ПДД. Например, въездом считаются даже такие ситуации, когда во время езды транспортное средство касается бордюра только одним колесом, тогда как остальные колеса движутся по проезжей части.

Когда въезд разрешен

Давайте теперь рассмотрим ситуации, когда можно въехать на тротуар на законных основаниях без наложения штрафа:

  • Разрешенная стоянка. Если установлен специальный разрешающий знак, то на таком участке тротуара разрешается парковка. Однако это правило распространяется только на легковые машины, а также на мотоциклы, мопеды и велосипеды (при этом тип ТС должен соответствовать разрешающему знаку).
  • Движение служебных автомобилей. Если рядом с дорожкой располагается магазин или торговое предприятие, то при отсутствии отдельной парковки транспортным или грузовыми машинам разрешается передвигаться и парковаться на дорожке для пешеходов. При этом парковка должна быть временной, а после разгрузки ТС должно покинуть дорожку.
  • Машины специального назначения (полиция, скорая помощь, пожарные машины). Часто машины специального назначения могу въезжать на тротуар. При этом сам въезд не должен создавать существенную угрозу для безопасности движения других транспортных средств.
  • Крайняя необходимость. В случае форс-мажорных обстоятельств обыкновенные ТС также могут временно заезжать на тротуар, если на нем нет людей. Например, если по дороге на очень большой скорости движется какое-либо транспортное средство, которое представляет серьезную опасность для других водителей, то можно на короткое время въехать на пустую дорожку, чтобы пропустить шофера-лихача.

Самостоятельная борьба с автомотохамством

Пешеходы вправе самостоятельно фиксировать подобное нарушение со стороны автомобильных хамов. Что для этого нужно? Не всегда и не везде есть бдительная дорожная полиция, а бороться с подобной угрозой для своей жизни и здоровья просто необходимо. Ведь кто ещё сможет указать наглецу на его место?! Только бдительные граждане…

Во-первых, необходимо позвонить в полицию и сообщить правоохранителям о том, что было совершено подобное правонарушение. Во-вторых, необходимо сделать видеозапись. Если машину, едущую по тротуару, удалось полноценно заснять (с отчётливыми государственными номерами, лицом водителя, возможностью определить марку, цвет и другие необходимые характеристики), то видеозапись можно разместить на интернет-портале ГИБДД. Необходимо сохранить оригинал данного видеосвидетельства, поскольку он может быть востребован в суде. Вместе с копией видео необходимо сообщить следующие данные:

  • государственные номера и марку автомобиля нарушителя;
  • информацию о том, с помощью какого устройства производилась видеозапись;
  • адрес места происшествия (район, улица, номера близлежащих домов);
  • подробно описать манёвра нарушителя;
  • отметить время происшествия;
  • оставить свои личные и контактные данные.

Необходимо сказать, что если последний пункт не будет соблюдён, то правоохранители просто проигнорирует подобное заявление. Анонимные заявления не рассматриваются. Если же заявитель укажет свои контакты, то на его электронный адрес будет направлено письмо, являющееся подтверждением того, что заявление принято к рассмотрению. В письме будет указан его индивидуальный номер. В ГИБДД будут рассматривать заявление в течение одного календарного месяца. Спустя этот период будет направлено следующее письмо, в котором содержится информация по результатам расследования. Сознательному пешеходу, зафиксировавшему на видео подобный факт, а также отославшего видеодоказательства в ГИБДД, следует быть готовым к отстаиванию своих интересов в суде. Желательно также иметь нескольких свидетелей, которые могут подтвердить, что данный противоправный инцидент действительно имел место.

Видео о борьбе пешеходов с автомобильными хамами

Процедура и сроки оспаривания

В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте. В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации. Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными. Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.

…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение. Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи. При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД. При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД. В частности, нужно указать на ненадлежащее уведомление о сроках и порядке рассмотрения заявления, использование доказательств, которые получены в нарушение норм закона и так далее. Если в процессе рассмотрения дела появляются новые доказательства, они приобщаются к жалобе.

Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.

Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой. Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.

Фото 2

Что такое тротуар и бордюр с точки зрения ПДД

Бордюр — это конструктивный элемент дороги, который отделяет проезжую часть от тротуара. В свою очередь тротуаром называют специальную дорожную площадку, по которой могут двигаться пешеходы или велосипедисты. Бордюр нужен для того, чтобы ограничить движение ТС.

Чаще всего за бордюром обычно находиться пешеходная или велосипедная дорожка либо газон. Бордюр обычно делается из специального прочного камня, а для упрощения идентификации его периодически окрашивают в белый цвет.

Тротуар обычно представляет собой асфальтовую или каменную дорожку, на которую иногда может наноситься пешеходная разметка (например, для отделения пешеходного участка дорожки от велосипедного).

В правилах дорожного движения слова «бордюр» и «тротуар» используются не слишком часто, а точного определения этих терминов в ПДД нет (считается, что шофер и так знает расшифровку этих терминов).

Правила дорожного движения гласят, что водитель не имеет права заезжать на бордюр и тротуар за исключением некоторых случаев, а за игнорирование этого предписания предусмотрен административный штраф.

Когда по тротуару ездить можно, а когда нельзя?

Согласно пункту 9.9 ПДД движение автомобилей по тротуарам запрещено.

«Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1… Правил)».

Важно: пункт 12.1 ПДД разрешает парковку на краю тротуара легковым авто при наличии знака 6.4 «Место стоянки» и таблички , , , - "Способ постановки транспортного средства на стоянку".

Нередки случаи, когда бордюр в месте разрешенной парковки на краю тротуара оказывается непреодолимым для авто с низким клиренсом, и водителям приходится заезжать на тротуар, где бордюр ниже, и двигаться по нему до места стоянки. В таких ситуациях сотрудники ГИБДД обычно идут навстречу водителям и штрафы не выписывают.

Также, исходя из п. 9.9 ПДД, движение по тротуарам разрешено для транспортных средств:

  • коммунальных и дорожных служб;
  • доставляющих грузы объектам, расположенных у тротуаров, если иной подъезд к ним невозможен.

«Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».


Фото 3

Штраф за парковку на тротуаре в 2019 году

Размер штрафа за стоянку на тротуаре устанавливается частями 3 и 6 статьи КоАП:

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Кроме того, дополнительно применяется задержание транспортного средства и его помещение на штрафстоянку (часть 1 статьи КоАП). Т.е. кроме самого штрафа ГИБДД водителю придется оплатить стоимость эвакуации и стоимость хранения машины на штрафстоянке. Дополнительно придется потратить время и на возврат транспортного средства.

Эвакуация машины за неправильную парковку

Кому, кроме автомобилистов, запрещено движение по тротуару?

Список транспортных средств, которым не разрешается ездить в пешеходных зонах знаком «Стоп», не ограничивается автомобилями.

Запрещается передвигаться по аллеям и тротуарам водителям, управляющим следующими устройствами:

  1. Мотоцикл.
  2. Скутер.
  3. Мопед.
  4. Электромобиль.

Действие статьи КоАП РФ распространяется на владельцев перечисленных классов ТС (езда по тротуару штраф 2000 рублей).

Мотоцикл и скутер обладают большей степенью опасности для пешехода, чем автомобиль. Водители двухколёсных агрегатов чаще заезжают на аллеи и дорожки. Наказать их довольно сложно, так как лицо нарушителя закрыто шлемом, госномер зафиксировать трудно.

Отдельное место в этом ряду занимают велосипедисты. При отсутствии специальных знаков ПДД не разрешают их передвижение в пешеходных зонах. Размер штрафа за проезд на велосипеде составляет 800 рублей.

Однако, если рядом нет выделенных велосипедных полос, и водитель двухколёсного ТС никому не мешает, сотрудники ГИБДД не препятствуют езде по тротуару.

Лица, ведущие в руках мопеды, скутеры и велосипеды, считаются пешеходами

Как это работает в реальной жизни?

Правила создаются для того, чтобы их соблюдать. Однако жизненные реалии отличаются от предписаний, установленных на бумаге. В любых правилах существуют исключения.

Ситуации, когда вождение или стоянка на тротуарных дорожках могут быть разрешены:

  • подъезд к торговым площадкам, расположенным в пешеходных зонах;
  • подъезд к парковкам, находящимся внутри жилого комплекса.

Действия сотрудников ГИБДД могут быть разными в случаях, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд.

Проезд к месту проживания

Внутри массива многоквартирных домов расположена официальная парковка для жильцов. Заехать на стоянку возможно только по тротуару. Патруль ДПС остановил водителя посреди пешеходной зоны. Автолюбитель представил документ, подтверждающие его место проживания, чем оправдал нарушение ПДД. Сейчас подобные ситуации широко распространены по всей стране.

Подъезд к магазину

Торговая точка, расположенная в пешеходной зоне, имеет специальный проезд для разгрузки товаров. Водитель заехал на тротуар, так как подъездной путь был занят другим автомобилем. Инспектор ГИБДД составил протокол и штрафовал шофёра на 2000 рублей. Оправдание водителя, что ему необходимо выгрузить товар, не было принято судом при обжаловании. В данной ситуации новый автомобиль должен был обождать, когда освободится проезд.

На какие ещё виды транспорта распространяется запрет вождения по тротуару

Правила о запрете вождения по тротуару нужно знать не только водителям, но и велосипедистам.

Как известно, основным критерием при разграничении зон, на которых допускается езда на велосипедах, является возраст. Случаи разрешённого нахождения велосипедистов на тротуаре содержатся в пунктах 24.2–24.4 Правил.

Движение по тротуару велосипедистов старше 14 лет является исключением при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • нет специальной дорожки (велосипедной и велопешеходной);
  • движение по обочине или по краю проезжей части невозможно.

По тротуару велосипедисты имеют право перемещаться, если с ними на велосипедах едут дети до 14 лет, а также в случае перевозки детей младше 7 лет в специальном устройстве.

Что касается несовершеннолетних, то дети до 14 лет должны ездить исключительно по тротуару и специальным дорожкам: пешеходным или велопешеходным. Для детей младше 7 лет правила ещё строже: они не должны ездить по велосипедным дорожкам.

Владельцам мопедов и квадрициклов не стоит рассчитывать на послабления, действующие в вопросе передвижения по тротуару для велосипедистов. Статья 24.7 ПДД, касающаяся движения мопедов, не содержит никаких исключений про возможность нахождения на тротуаре. Следовательно, для такого транспорта, как мопед и мотоцикл, действуют правила, предусмотренные для автомобилей.

Фиксация нарушения правил проезда по тротуару

Законодательство содержит чёткий перечень правонарушений и соответствующих наказаний. Однако немало внимания уделено также процессуальным аспектам. Ведь правильное оформление правонарушения и соблюдение всех формальностей сводит к нулю вероятность обжалования со стороны водителя.

Проблема в том, что правовая система, включающая законодательство об административных правонарушениях и судебную практику, содержит некоторые противоречия в вопросе установления вины нарушителя.

Допустим, сотрудник ГИБДД посчитал, что проехав по тротуару, водитель нарушил ПДД. При этом водитель доставлял продукты питания в кафе. В целях привлечения к ответственности сотрудник составляет протокол и постановление об административном правонарушении, что влечёт для водителя обязанность по уплате штрафа.

С одной стороны, административное законодательство провозглашает презумпцию невиновности. С другой стороны, согласно статье 26.2 КоАП, протокол, составленный сотрудником ГИБДД, признаётся достаточным доказательством вины водителя. Главное, чтобы сам протокол был составлен с соблюдением требований, содержащихся в статье 28.2 КоАП. Водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с самим содержанием протокола.

Получается, в случае оспаривания действий ГИБДД водитель должен принять меры и доказать свою невиновность, в то время как единственным доказательством его вины является протокол, заведомо считающийся соответствующим действительности. Предполагается, что протокол составлен добросовестно, а содержащиеся в нём сведения оцениваются как факты и не подвергаются сомнениям.

При более ответственном отношении к своим обязанностям сотрудник ГИБДД подтверждает сведения протокола показаниями свидетелей, фото- и видеозаписью.

Не всегда правонарушение фиксируется в момент непосредственно его совершения. Многие постановления выносятся по итогам рассмотрения поступивших в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалов, в том числе со стационарных камер. В таком случае решение о привлечении к ответственности выносится «заочно», а его копия направляется автовладельцу.

Сообщения граждан о фактах езды по тротуару

Определенный вклад в борьбу с нарушителями ПДД вносят обычные граждане. Езда по тротуарам вызывает возмущение, прежде всего у пешеходов, поскольку это угрожает их безопасности. Кроме того, недовольными могут быть работники и владельцы заведений, рядом с которыми рассекают беспредельщики. Жильцы квартир часто негативно высказываются относительно несанкционированных стоянок у себя под окнами.

Власти заинтересованы в активности общества, поэтому включили в законы нормы, позволяющие гражданам сообщать в ГИБДД о фактах нарушения ПДД, подтверждённых видео- и фотосъёмкой. Такое право бороться с дорожными хулиганами предоставлено гражданам статьёй 28.1 КоАП. А в 2019 году в статью 26.7 внесены изменения, позволяющие доказывать своё сообщение о нарушителях с помощью фото и видео даже с обычного мобильного телефона.

Заявить о нарушении можно путём личного обращения в органы МВД, а можно не тратить время и направить сообщение в электронном виде через сайт Госавтоинспекции.

Однако обращение будет рассмотрено только при условии наличия данных о заявителе и о самом правонарушении. Важно, чтобы по материалам сообщения можно было установить факт проезда или стоянки на тротуаре и идентифицировать автомобиль.

На сайте Госавтоинспекции доступна функция «приём обращений»
Фото 4

Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги (обочины, пешеходной дорожки)

Важность чёткого понимания, что же является тротуаром, связана вот с чем. Неправильная парковка, езда в неположенном месте — извечные темы борьбы между пешеходами и водителями, с одной стороны, и теми же водителями и органами ГИБДД, с другой стороны. Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром. Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД.

Что такое тротуар

Итак, определение тротуара предлагается Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от N 1090.

Под тротуаром понимают часть дороги, служащую для передвижения по ней пешеходов. Этот элемент должен прилегать к проезжей части (или, как вариант, к велосипедной дорожке) либо обособляться участком, покрытым растительностью.

Тротуар прилегает к проезжей части

Получается, что при определении части дороги, являющейся тротуаром, должны присутствовать два критерия:

  • предназначение тротуара — для передвижения пешеходов. В исключительных случаях допускается движение и остановка машин, что будет оговорено далее в статье;
  • конструкция. По данному критерию допускаются варианты. Тротуар может, как прилегать к части, где ездит транспорт, так и обособляться от неё участком с растительностью.

Отличия от обочины и пешеходной дорожки

Под обочиной понимают часть дороги, на одном уровне прилегающую к проезжей части, служащую для передвижения, а также стоянки или остановки транспорта. От части, где ездят машины, обочина отличается типом поверхности или отделяется разметкой 1.2, которая представлена непрерывной линией белого цвета.

Обочина с обеих сторона отмечена разметкой 1.2

Исходя из определений, можно сделать вывод о различиях между рассматриваемыми частями дороги:

Таблица: различия между тротуаром и обочиной

Казалось бы, определения и отличия сформулированы, ясность внесена. Однако в разграничении указанных зон есть сложности, связанные с частичным пересечением обозначенных признаков. Так, например, обочина служит для движения или остановки (стоянки авто). Что касается тротуара, на нём также в исключительных случаях допускаются эти действия.

Обращая внимание на конструкцию, можно отметить ещё один похожий признак — прилегание к проезжей части. Определяющим считается такой признак: обочина примыкает на одном уровне к части для движения авто. Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте.

Буквоеды могут возразить, ведь в определении тротуара нет нигде обязательного признака наличия такого разделения или уровня, отличающегося от проезжей части. Всё понятно, если есть газон — определить тротуар несложно. А если тротуар примыкает к дороге?

Между тротуаром и газоном присутствует участок с растительностью

Тут следует руководствоваться сложившейся практикой и стандартами благоустройства, строительства автомобильных дорог. Большинство из них свидетельствует о том, что при отсутствии газона тротуар должен быть отделим от проезжей части каким-либо ограждением (бордюр, металлическая конструкция).

В этом варианте тротуар отделен металлическими ограждениями

Близким по значению с тротуаром понятием является пешеходная дорожка. В правилах ничего не сказано о её размещении относительно проезжей части. Единственное непосредственное её назначение, как, впрочем, и у тротуара, – движение пешеходов. Но, в отличие от тротуара, пешеходная дорожка может располагаться вдали от проезжей части.

Пешеходная дорожка располагается вдали от проезжей части

Ещё одним обязательным отличительным признаком является наличие знака .

Знак информирует о начале пешеходной дорожки

Что такое тротуар


Прежде чем перейти к вопросам санкций, налагаемых на водителя за езду в неположенном месте, следует уточнить, как отличить тротуар от дороги и каким видам транспортных средств все же разрешен заезд на пешеходную дорожку. ПДД дают такое определение понятию «тротуар»: это элемент дороги, в пределах которого разрешено передвигаться пешеходам. Эта территория может располагаться либо впритык к проезжей части или велополосе, либо между ними размещен газон.

Несмотря на то что по своему предназначению пешеходная дорожка и тротуар по ПДД — это одно и то же, различия между ними, все же, существует. Пешеходная дорожка не является элементом дороги, это специально обустроенная для перемещения пеших лиц полоса земли или искусственное сооружение, которая может быть размещена и вдали от проезжей части. Пешеходные дорожки находятся в парках, междомовых зонах, скверах.

Нередко нарушения правил водителями связано с тем, что они не видят разницы между тротуаром и прилегающей территорией, называемой обочиной. Обочина — это тоже, как и тротуар, прилегающий к проезжей части элемент дороги, находящийся на том же уровне и выделенный либо разметкой, либо отличающийся другим покрытием. Таким образом, существуют различия — тротуар, или прилегающая территория:

  • расположена на одинаковом уровне с проезжей зоной;
  • имеет другое покрытие или особую разметку;
  • не имеет разделительного газона;
  • не предназначена для движения людей.

Движение по тротуару ПДД позволяют не только лицам, передвигающимся пешим ходом. В некоторых случаях и для определенной категории автотранспорта перемещение по пешеходной дорожке тоже не запрещено.

Читаем также:
Штраф за отсутствие огнетушителя
Штраф за езду без техосмотра

В каких случаях разрешена езда

Штраф за проезд или стоянку на пешеходной зоне выписывается не всегда. Иногда допускается стоянка транспорта на краю тротуара. Оставить машину можно при наличии знака, разрешающего парковку, и таблички с указанием положения транспортного средства по отношению к тротуару. В остальных случаях нарушителю грозит штраф за парковку в неположенном месте.

Иногда в месте организованной парковки разделительный бордюр слишком высокий и из-за этого оказывается непреодолимым для автомобилей с низким клиренсом. В таких обстоятельствах автовладельцы заезжают на тротуар в другом месте, где установлен более низкий бордюр, и далее передвигаются по тротуару до зоны парковки. На этих участках сотрудники ГИБДД лояльно относятся к езде по тротуару и санкции не накладывают.

Допускается ли движение автомобилей по тротуарам или пешеходным дорожкам в других случаях? Действительно, инспекторы ГИБДД не должны накладывать санкции на водителей, которые въезжают на тротуар для следующих целей:

  • разгрузить товар у торговой точки;
  • доехать до собственного жилья.

Таким образом, тем предпринимателям, кто не знает, можно ли заезжать на тротуар для разгрузки товара в магазин, ответ однозначно положительный. Если водитель заехал на пешеходную зону по одной из перечисленных причин, а его остановил сотрудник дорожной полиции, надо просто прояснить ситуацию. Если же инспектор все же выписал штраф — это неправомерно, такие действия представителя органа правопорядка можно оспорить. Перемещаться по пешеходной зоне не возбраняется также спецтехнике коммунальных, дорожных служб.

Езда на велосипеде по тротуару также не запрещена, если отсутствует велополоса на дороге, велосипедисту невозможно ехать по правой стороне проезжей части или по обочине. Но если при езде по пешеходной дорожке велосипедист мешает лицам, передвигающимся пешим ходом, он должен спешиться и продолжить движение как пешеход.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://carnovato.ru/ezda-po-trotuaru-shtraf/
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/narushenie-pdd/ezda-po-trotuaru/
  • https://pddmaster.ru/shtraf/na-trotuare.html
  • https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/shtrafyi/za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://myfine.ru/parkovka-i-razmetka/114-shtraf-za-ezdu-po-trotuaru-na-mashine.html
  • https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/za-ezdu-po-trotuaru
  • https://autozam.ru/shtrafi-i-pdd/shtraf-za-ezdu-po-trotuaru.html
  • http://voditel.guru/shtrafy/narusheniya/ezda-po-trotuaru
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий