Человек в процессе своей жизни проходит определенные возрастные периоды. Существует несколько научных подходов рассмотрения данного вопроса.
Периодизация психического развития
Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:
- Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
- Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
- Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).
В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.
Принципы и подходы
Классификация строится на оценке следующих показателей:
- хронологического (количество лет по паспорту);
- биологического (показатели функционирования организма);
- психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).
Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.
При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.
Эльконина
Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.
Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.
Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:
- раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
- детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
- подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.
Каждый период оценивается по четырем показателям:
- социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
- ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
- кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
- новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.
Эриксона
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.
По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.
Итак:
- до года — доверие или недоверие;
- до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
- от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
- от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
- от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
- от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
- от 25 до 65 — забота или одиночество;
- от 65 — мудрость или презрение.
Выготского
Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.
Периоды, выделяемые Выготским:
- новорожденность;
- раннее детство (1-3 года);
- дошкольный период (3 -7 лет);
- школьный возраст (7-;11 лет);
- пубертатный возраст (15-18 лет);
- юность (19-25 лет);
- молодость (20-30 лет);
- граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
- средний возраст (30-45 лет);
- зрелость (45-;60 лет);
- пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.
Выготский и его периодизация развития психики:
Фрейда
З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.
Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:
- Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
- Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
- Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
- Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
- Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://psyholic.ru/bez-rubriki/vozrastnye-periody-zhizni-cheloveka.html