Что такое оперативное управление недвижимостью

 

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом. Документы необходимые для ЕГРП. Стоимость и сроки управления имуществом. В чем суть оперативного управления имуществом, когда оно необходимо. Особенности управления движимым и недвижимым имуществом, законы, регламентирующие эти действия.

Оформление права оперативного управления

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.

Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.

Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.

Право оперативного управления

Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.

  • Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собственником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
  • Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться. Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие. Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник.
  • Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию. Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.

Функции оперативного управления

Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.

Основные же из них таковы:

  • Координировать работу каждого элемента производства и контролировать все включенные в него отделы. К примеру, если брать целый цикл, то здесь будет и обработка полученных заказов (не считая получения как такового), и соответственная связь с производством, и сам процесс создания товаров или услуг и так вплоть до получения заказчиком готового продукта.
  • На оперативном управление лежит необходимость работать со всей документацией. Ответственность за предприятие лежит на владельце, а не на собственника, а значит любые бумаги должны быть подготовлены в срок – иначе это чревато преследованием по закону.
  • Календарное планирование. Владелец учреждения следит за показателями сроков выполнения полученных заказов от собственника, представляя последнему наиболее оперативные планы по каждому заданию.
  • Управление производственным процессом. Уже упомянутое раньше, но несколько расширенная функция, связанная не только и не столько с самим производством, но с техническим обоснованием, что, как, где, когда и почему должно быть произведено. Кроме того, наиболее важным фактором здесь является качество товаров или услуг.
  • Контроль над текущими издержками, которых нельзя избежать, а также их разумное обоснование.
  • Техническое обеспечение также находится в ведении оперативного управления. Функция заключается в подборе технической части производства, или же его создании. В эту категории также относят такие аспекты, как учет, хранение и отправка товаров/услуг.
  • Контролирование запасов и координация закупок необходимых для производства материалов.
  • Регулирование выполнения работ предприятием/учреждением строго в поставленные сроки (указанные в календарном плане и заданиях, поставленных собственником).

Задачи оперативного управления

Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.

Некоторые основные задачи указаны ниже:

  • Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка чества;
  • Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
  • Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
  • Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
  • Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
  • Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
  • Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;

Цель оперативного управления

Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.

В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.

Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.

Аренда имущества в оперативном управлении

Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.

Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.

В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.

Процедура здесь следующая:

  1. На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
  2. К прошению прикрепляется пояснительная записка.
    В ней должны быть указаны:

    • Характеристика зданий или помещений;
    • Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
    • Расчеты влияния аренды на работу предприятия;

Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.

Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.

Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.

Движимое имущество в оперативном управлении

Для оперативного управления особое значение имеет только ценное движимое имущество. Несколько противоречивый термин, поскольку подразделение видов имущества не должно происходить.

Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.

Категоризация происходит согласно следующим параметрам:

  • Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
  • Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.

Порядок передачи имущества в оперативное управление

  1. Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
  2. Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
  3. По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.

Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Учет имущества в оперативном управлении

Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.

Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.

Вам необходимо знать, что все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также любое имущество, приобретаемое за данные средства, становятся собственностью учредителя, и одновременно находятся под оперативным управлением.

Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.

Фото 1

Как взять в аренду имущество под подобным управлением?

Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать.  Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.

Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.

Процедура такая:

  • Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные в данный момент активы.
  • К подобному прошению следует прикрепить пояснительную записку, в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.

Если доводы устроили государство/муниципалитет, то подписывается договор аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.

Понятие и виды прав

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Бесплатная консультация юриста по телефонуЗадать вопрос юристу По Москве и Московской области7 (499) 113-16-34 Санкт-Петербург и область7 (812) 243-19-31 Федеральный номер7 (800) 511-91-49

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.

Понятие и виды вещных прав

Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».

С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.

Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.

Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:

  • Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
  • Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
  • Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.

Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.

Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Процедура здесь такова – все имущество, находящееся на хозяйственном ведении у государственного или муниципального учреждения, может быть по необходимости использовано. Таким образом передается возможность владеть и распоряжаться имуществом.

Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.

Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.

Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:

  • Продавать имущество;
  • Сдавать его в аренду;
  • Использовать в качестве закладных средств капитал.

Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.

Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.

Ответственность за имущество, переданное по закону о хозяйственном ведении, лежит на том, в чьем управлении оно находится. То есть, оно зачисляется на баланс того предприятие, которое будет владеть им от имени собственника.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Понятие права оперативного управления

Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец, являющийся учредителем предприятия, имеет право отозвать свою собственность, переданную на правах оперативного управления, и распорядиться согласно своим планам и намерениям, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования переданного имущества, выхода за пределы разрешенного назначения, а также, когда объекты становятся ненужными. Государство вправе передавать казенным учреждениям различные полномочия.

Предприятие, получившее имущество от государства в пользование, не может распорядиться им по своему усмотрению – сохраняется обязательство согласования намерений с основным владельцем.

Доходами, извлекаемыми в результате пользования государственным имуществом, будет распоряжаться собственник предприятия, самостоятельно распоряжаться доходами учреждение не вправе.


Фото 2

Ограниченное право

Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:

  1. Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
  2. Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
  3. Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации. Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей.

Государственная регистрация права оперативного управления организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ собственности и другие вещные на недвижимые вещи, ограничения этих, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав

хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения.

Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)

Распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; Контракт на право хозяйственного ведения (оперативного управления); Свидетельство на хозяйственного ведения или оперативного управления для объектов нежилого фонда, переданных в хозяйственное ведения (оперативное управление) до г.

Регистрационная процедура

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Кто может обращаться за получением права

Круг лиц, имеющих возможность регистрации, строго ограничен и регламентирован.

В него входят следующие категории:

  1. Правообладатель – собственно владелец передаваемого объекта.
  2. Его законный представитель. Для принятия от него заявления потребуется доверенность.
  3. Нотариус, если сделка по передаче собственности оформляется с его привлечением.
  4. Представитель юридического лица, которое получает право оперативного управления. В этом случае также потребуется наличие доверенности.

Функции и задачи управляющего

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Функции

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Задачи

Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:

  1. Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
  2. Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
  3. Координация заказов, которые поступают на предприятие.
  4. Выдача заданий для работы.
  5. Установление адекватных сроков для выполнения.
  6. Контроль над соблюдением правил, сроков.
  7. Обеспечение наибольшей эффективности работы.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом .

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Читайте также: Плательщиками налога на имущество организаций являются

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 300 ГК РФ

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Фото 3

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

На основании 299 статьи ГК РФ, данное право возникает у того или иного предприятия, за которым было закреплено определённое имущество, с момента передачи недвижимости. Исключение может составлять решение владельца объекта или нормы законодательства, регулирующие данную сферу.

Полезный материал: Оценка рыночной стоимости квартиры.


Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://firma-pravo.ru/drugoe/oformlenie-prava-operativnogo-upravlenija.html
  • http://consult1001.com/polezno/operativnoe-upravlenie.html
  • https://papinian.com/grazhdanskoe/chto-takoe-operativnoe-upravlenie-imushhestvom.html
  • https://jurist.lawyer/house/operativnoe-upravlenie.html
  • http://ru-act.com/nedvizhimost/kvartira/voprosy-po-kvartire/chto-takoe-operativnoe-upravlenie-imushhestvom.html
  • https://urmozg.ru/zhilishhnoe-pravo/pravo-operativnogo-upravleniya-nedvizhimym-imuschetvom/
  • https://101jurist.com/nedvizhimost/pravo-operativnogo-upravleniya.html
  • http://pravootveta.ru/operativnoe-upravlenie-imushhestvom-eto/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий