Что такое кдн расшифровка

 

Что такое КДН - расшифровка и определение. Обоснование создания организации, цели ее работы, задачи деятельности. Система, состав КДН в России. Законодательное регулирование работы и правомочия комиссии. Основные направления деятельности. Об учете в КДН, рассмотрении дел, вынесении наказания. В заключение - особенности работы организации. Что означает постановка на учет совершеннолетнего, и какие последствия имеет? Каких детей и за что могут поставить на учет в КДН – все причины. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних, меры воздействия на родителей и детей - смотрите на pravo812.ru

Что такое КДН: расшифровка аббревиатуры

Начнем с буквосочетания. Расшифровка КДН - комиссия по делам несовершеннолетних. Нередко можно встретить сочетание КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Сокращенно организацию в окружении контекста называют просто комиссией.

Что такое КДН? Коллегиальный орган комплекса по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков до 18 дет. Данные системы создаются высшими органами исполнительной госвласти субъектов РФ, структурой местного самоуправления.

Теперь мы в курсе, что такое КДН в школе, расшифровки буквосочетания. Идем далее.

Что такое КДН и ЗП

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) является основным органом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Создана она была для осуществления функций по взаимодействию и координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в целях обеспечения единого подхода к решению проблем несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) является основным органом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Создана она была для осуществления функций по взаимодействию и координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в целях обеспечения единого подхода к решению проблем несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

КДН и ЗП была образована постановлением Главы района от года (вообще-то она существовала и ранее, но несколько в ином составе).

О подробностях работы КДН и ЗП мы узнали у ответственного секретаря КДН и ЗП Валентины Владимировны Кондратьевой:

– Кто на сегодня входит в состав КДП и ЗП?

– КДН и ЗП возглавляет первый заместитель Главы района Анатолий Владимирович Шалагин. В состав комиссии входят руководители органов и учреждений системы профилактики: отдела образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, центра занятости, отдела внутренних дел, комитета по развитию массовой культуры, спорта, туризма и молодежной политики, отдела опеки и попечительства.

– Какие дела приходится рассматривать КДН и ЗП?

– Мы рассматриваем на комиссии дела в отношении несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, в отношении которых было отказано в возбуждении уголовного дела или оно было прекращено, либо несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, а также дела в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по содержанию и воспитанию детей; ходатайства органа образования об исключении обучающегося, не достигшего 15-летнего возраста и не получившего основного образования или перевода его в учреждение профессионального образования и иные дела.

– Придерживается ли КДН и ЗП какой-либо программы?

– В 2010 году КДН и ЗП Чесменского муниципального района работала над реализацией районной программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения социального неблагополучия семей». С помощью этой программы мы старались добиться комплексного решения проблем, касающихся защиты прав и законных интересов детей и подростков, координируя действия всех служб органов системы профилактики.

За 9 месяцев 2010 года было проведено 13 заседаний КДН и ЗП, где мы рассмотрели 28 тематических вопросов (отчеты о работе органа опеки и попечительства; о состоянии преступности и безнадзорности; об итогах летнего оздоровления; об итогах профилактических операций «Подросток», «Дети улиц», «За здоровый образ жизни», «Образование – всем детям», о занятости подростков и многие другие). Из них одно выездное заседание было проведено в Березинское сельское поселение.

За отчетный период 2010 года всего было рассмотрено 116 материалов в отношении несовершеннолетних и их родителей, среди них административные протокола на родителей и подростков, а также общественно-опасные деяния (ООД) подростков, не достигших уголовно-наказуемого возраста (те дети, которые не достигли уголовно-наказуемого возраста, тоже несут ответственность за совершенные преступления).

– Как КДН и ЗП может наказать малолетних нарушителей?

– Если подросток впервые совершил преступление, мы вправе предупредить, вынести выговор. Если же несовершеннолетний неоднократно совершал общественно-опасные деяния, мы можем выйти в суд с ходатайством о направлении малолетнего преступника в спецшколу закрытого типа (кроме того, КДН и ЗП может направить подростка в Центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей).

– Приходилось ли в этом году КДН и ЗП прибегать к подобным, так сказать, крайним мерам? Можете привести пример подобного случая?

– К сожалению, да. В этом году сроком на три года в школу специального назначения нами бал направлен несовершеннолетний Евгений Гулаков (1996 г. р.). За период с лета 2008 года по зиму 2009 им было совершено шесть краж велосипедов.

– Каков результат работы КДН и ЗП?

– Благодаря оперативному решению вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Чесменского муниципального района удалось снизить рост подростковой преступности на 22,2 %. В 2010 году подростками было совершено 11 преступлений против 18 в 2009 году.

Также мы очень надеемся на помощь со стороны жителей района: если вы можете предоставить нам информацию, касающуюся несовершеннолетних детей и защите их прав, сообщаем вам телефон доверия: 2-15-54 или 2-19-04.

Беседу провела Н. Емельянова.

Другие материалы рубрики 16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Состав КДН

Фото 2

Каждая из комиссий по делам несовершеннолетних любого из взятых уровней будет иметь схожую внутреннюю структуру:

  • Глава - председатель КДН.
  • Заместитель (или заместители, если комиссия масштабная) председателя.
  • Ответственный секретарь КДН.
  • Члены комиссии.

Что касается последней категории (членов КДН), то в их числе могут быть следующие лица:

  • Руководители (а также их замы) учреждений по профилактике преступлений в среде несовершеннолетних.
  • Представители муниципальных, государственных учреждений.
  • Граждане, непосредственно работающие с несовершеннолетними.
  • Представители религиозных конфессий.
  • Депутаты парламентских органов власти.
  • Иные заитересованные лица.

За что ребенка могут поставить на учет в КДН – все причины

Несовершеннолетнего россиянина могут направить на учет в комиссию в различных случаях.

Например, основанием для постановки на учет подростка может служить:

  1. Распитие спиртных напитков.
  2. Употребление наркотических или психотропных веществ.
  3. Привлечение к уголовной ответственности ранее. При этом ребенок может находиться под домашним арестом, иметь подписку о невыезде. За ним просто необходим контроль.
  4. Освобождение из учреждения закрытого типа, там, где подросток отбывал наказание.
  5. Вынесение судебного решения о том, что ребенку требуется находиться под присмотром специалистов КДН в воспитательных целях.
  6. Условное наказание.
  7. Амнистия.
  8. Побег из образовательного учреждения – интерната, детского дома.
  9. Совершение преступления, наказание за которое не может быть в полной мере осуществлено в силу возрастных ограничений ребенка.

Напомним, что дети отвечают за свои поступки и действия с 14 и с 16-летнего возраста. Именно с таких лет ребенка могут поставить на учет.

Контролировать детей могут не только из-за их проступков, но и действий их родителей (ст. КоАП РФ).

Детей могут поставить на учет, если родители:

  1. Были лишены родительских прав, но потом вернули их через суд и стараются исправиться.
  2. Не исполняли - или не исполняют - своих обязанностей, как родители.
  3. Злоупотребляли алкоголем.
  4. Принимали наркотические или психотропные препараты, вещества.
  5. Привлекали детей к совершению преступлений.

Постановка на учет не может быть беспричинной. Если вы или ваш ребенок попал в вышеуказанные списки, то подростка могут поставить на учет в КДН.

Правомочия комиссии

Мероприятия КДН проводятся в рамках правомочий, которыми данная организация располагает:

  1. Запрашивать и получать безвозмездно от государственной власти, системы местного самоуправления, иных учреждений (различных правовых видов, форм собственности) данные, необходимые для работы.
  2. Приглашать профессионалов, должностных лиц и других граждан для получения информации, разъяснений по связанным с деятельностью вопросам.
  3. Выступать с инициативами в органах государственной власти, местного самоуправления и иных организациях - с теми вопросами, что затрагивают интересы и права детей и подростков.
  4. Привлекать к своей работе представителей местной, региональной, федеральной власти, специалистов организаций, иных заинтересованных граждан.
  5. Вести прием как несовершеннолетних, так и их законных представителей, родителей.
  6. Ставить перед уполномоченной организацией вопрос о привлечении к ответственности тех должностных лиц, кто проигнорировал постановления комиссии, не предпринял меры для выполнения предписаний учреждения.
  7. Так как на учете в КДН дети, то комиссия имеет право ходатайствовать перед судом в нескольких случаях. Это неприменение или смягчение наказания для несовершеннолетнего, привлечение его к иной мере ответственности, условное осуждение или досрочный выпуск ребенка из закрытого спецучреждения учебно-воспитательного плана.
  8. Ходатайство перед должностным составом воспитательной колонии об изменении условий наказания подростка, применении в его отношении мер поощрения, что предусмотрены Уголовно-исполнительным законодательством РФ.
  9. Применять установленные федеральным законом меры воздействия на ребенка или подростка, совершившего противоправное деяние.
  10. Исполнять в отношении родителей, опекунов или иных законных представителей несовершеннолетнего меры, предусмотренные законодательством за нарушение его прав и интересов.
  11. Прочие правомочия, нормируемые региональными и федеральными законодательными актами.
Фото 2

Основные направления работы комиссии

Работу комиссии можно разделить на два основных направления:

  1. Деятельность по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Это ведение учета несовершеннолетних в КДН (тех, кто отличился противоправным поведением), установление причин, что подтолкнули их на правонарушение и устранение данных причин.
  2. Работа с родителями или лицами, законно их замещающими. Выявление негативной роли взрослых в совершении ребенком преступления. Вынесение в отношении родителей и законных представителей мер, допускаемых законодательством, - лишение родительских прав, ограничение в дееспособности и проч.

Что означает ПДН: расшифровка

ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, учебные заведения при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:

  • Городские, районные, муниципальные.
  • Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
  • Функционирующие на разных видах транспорта.

Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.

Учет комиссии

Важно рассмотреть, кто из юных граждан может состоять на учете в комиссии по делам несовершеннолетних:

  • Подростки и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  • Несовершеннолетние, чьи законные представители, родители не обеспечивают детей должными условиями проживания, содержания, уровня воспитания.
  • Подростки, оставившие школу и не занятые в иной деятельности.
  • Несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи.

Также на учете в КДН состоят семьи, в которых выявлены неблагоприятные для воспитания детей условия.

Задачи учреждения

Учет в КДН "трудных" подростков - далеко не единственная задача организации. К ним (задачам) можно отнести следующее:

  1. Меры по восстановлению и защите прав несовершеннолетних.
  2. Контроль за предоставлением детям и подросткам должных условий содержания, соцобеспечения, образования, охраны здоровья, воспитания.
  3. Меры по защите несовершеннолетних от насилия (физического, сексуального, психологического и проч.), вовлечения их в антисоциальную деятельность (бродяжничество, воровство, попрошайничество, распитие спиртного, прием одурманивающих, психотропных препаратов, наркотиков), а также от иных противоправных действий, что не относятся к преступлениям по УК и правонарушениям по КоАП.
  4. Работа по выявлению детей-беспризорников, родителей, опекунов и попечителей, должным образом не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, лиц, отрицательно влияющих на подростков. Вторая задача - учет в КДН таковых граждан.
  5. Выявление причин детской преступности, беспризорности, их анализ.
  6. Контроль за содержанием несовершеннолетних в учреждениях по профилактике детских преступлений и беспризорности.
  7. Рассмотрение материалов в отношении тех подростков, что не достигли возраста ответственности за совершенное правонарушение, преступление.
  8. Рассмотрение дел об аморальном, противоправном поведении ребенка или подростка, его антиобщественной деятельности.
  9. Административная юрисдикция как в отношении несовершеннолетнего гражданина, так и его родителей, законных представителей.
  10. Иные задачи, что подразумеваются для данного учреждения российским законодательством.
Фото 3

Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних

Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:

  • Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
  • Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
  • Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.

При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.

Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.

В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. КоАП, ст. 156, ст. 116, ст. 117, ст. 125 УК РФ, и обеспечить безопасность подростка.

При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.

Рассмотрение дел комиссией

Обязанность комиссии - рассмотрение следующих дел, касаемых несовершеннолетних:

  • Совершение ребенком до 14 лет общественно опасного поступка.
  • Совершение общественно опасного деяния подростком 14-16 лет.
  • Мелкое хулиганство, предпринятое ребенком до 14 лет.
  • Административные правонарушения, мелкие спекуляции, в которых замешаны граждане до 18 лет.
  • Антиобщественные поступки, совершенные несовершеннолетними.
  • Уклонение детей и подростков от учебы или работы.

Основания для рассмотрения дела КДН - протокол по каждому из нарушений. Предельный срок работы комиссии с ним - 15 дней. Основное количество материала поступает в КДН от инспекции по делам несовершеннолетних. Комиссия может передать какую-то часть своей работы товарищескому суду по месту учебы, работы подростка или ребенка.

КДН правомочна рассматривать дела, имеющие следующих адресантов:

  • Переданные ей в порядке, что предписывает ст. 8 и ст. 10 УПК.
  • От полицейских органов, структур общеобразовательного и профессионального образования.
  • От родительских комитетов, организаций при домоуправлениях.
  • По заявлениям от граждан.
  • По своей инициативе.

Законодательное регулирование деятельности

Все постановления КДН опираются на конкретные акты российского законодательства. Это следующее:

  • Конституция РФ.
  • Международные договоры, международные соглашения, что были ратифицированы Россией.
  • Федеральные, конституционные законы РФ.
  • Акты Правительства, российского Президента.
  • Положения по КДН и ЗП.
  • Региональные законы и акты.

Порядок постановки детей на учет в комиссии по делам несовершеннолетних

Постановка на учет – процесс непростой. Он определяется особым порядком и происходит таким образом:

  1. Задержание ребенка и оформление протокола.
  2. Передача документации на рассмотрении в КДН.
  3. Вынесение постановления, в котором будет указано, ставят ли на профучет ребенка, его родителей, или нет. Срок вынесения решения – 10 дней. За это время специалисты могут пригласить пообщаться подростка и родителей. Постановление не может быть субъективным мнением одного работника комиссии.
  4. Направление постановление начальнику отделения полиции вашего города или района. Именно он должен подтвердить постановку на учет - или отклонить.
  5. Утверждение постановления в ПДН. Данное подразделение располагается на базе полицейского участка. Если было решено поставить ребенка на учет, то специалист ПДН оформляет на него карту. В документы вносится вся подробная информация о подростке и его родителей.

После этого считается, что несовершеннолетний стоит на учете. С ним проводится воспитательная, профилактическая работа.

§ 1.3 Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации

Фото 5

В юридической литературе обосновано мнение, что функции – это целенаправленная деятельность того или иного органа государственного управления, которая направлена на реализацию его компетенции, то есть совокупности прав и обязанностей этого органа129.

К функции Комиссии районного (городского) уровня можно отнести:

координацию, контроль, профилактику, просвещение, а также защитную и одновременно карательную функции.

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обладают большим количеством методов профилактики детской преступности. К компетенции Комиссий относится применение мер административного воздействия и к несовершеннолетним и к их законным представителям. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают центральное место, так как именно они руководят и координируют профилактическую работу всего района, которой также занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и иные заинтересованные органы.

К приоритетным направлениям деятельности Комиссий можно отнести следующее:

— предупреждение дивиантного поведения подростков,

— выяснение и анализ причин, способствующих такому поведению;

129 Юсупов В.А. Понятие и особенности услуг, предоставляемых органами государственного управления (административно-правовой аспект)// Вестник Евразийской академии административных наук. 2013г.-№ 3 (24). -С. 9.

— реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации130, Комиссии в

входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и образуются для устранения проблем дивиантного поведения подростков, защиты их прав и законных интересов.

На Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач131, которые можно

условно распределить по следующим функциональным комплексам:

1) охранительный – включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;

2) социальный – связан с противодействием ряду отрицательных общественных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие, а также с оказанием помощи в ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних;

3) организационно-методический – отражает координационные полномочия

Комиссий;

4) административно-юрисдикционный – опосредует применение Комиссиями предусмотренных законодательством мер воздействия на детей и подростков, и их законных представителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции Комиссий132.

Похожую классификацию задач Комиссии представляют и иные ученые.

Например, Е.В. Головкин полагает, что функции Комиссии подчинены трем основным направлениям:

– профилактическим мероприятиям;

– защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

130 Статья 4, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – 28 июня. – № 26. – Ст. 3177.

131 Там же, статья 4.

132 Малышев В. А. Административно-правовое регулирование деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних в России // Административное и муниципальное право. – 2008. – №

5. – С. 67–75.

– рассмотрению материалов по делам об административных правонарушениях подростков133.

Статья 11 120-ФЗ134 устанавливает, что Комиссии:

— осуществляют меры защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних;

— обнаруживают и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних135.

Это полномочие указанных органов отражает основные задачи работы по профилактике подростковой безнадзорности и правонарушений. Меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предпринимаемые Комиссиями, носят разнообразный характер.

Информация о социально опасном положении несовершеннолетних и их семьях, может исходить и из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и от граждан: как родственников и соседей, так и от самих несовершеннолетних.

Вместе с тем, социально-неблагополучные семьи, подростки и несовершеннолетние, требующие особого внимания со стороны государства, могут быть обнаружены во время поквартирных обследований, общения с жителями подъездов, посещении образовательных учреждений, при проверке дворов, чердаков, подвалов и т. д.

В случае выявления или обнаружения несовершеннолетнего или семьи, находящейся в социально опасном положении, оформляется пакет документов для постановки их на профилактический учет, составляется индивидуальный план профилактической работы, осуществляются плановые посещения семьи, сбор

информации о ее членах, проводится работа с психологами.

133 Головкин Е. В. Правовые и организационные основы деятельности милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: дис.канд.юрид.наук. – М., 2002. – С. 168.

134 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

135 Там же, пункт 1 части 2 статьи 11.

Через полгода после постановки такого подростка или семьи на профилактический учет, на заседании Комиссии подводят итоги работы с ними, в результате которых принимается одно из следующих решений:

— либо снятие их с профилактического учета;

— либо продолжение индивидуальной работы с ними.

Комиссии обязаны выполнять предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов меры по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в части упорядочивания и координации работы всех органов и учреждений системы относятся:

– обобщение необходимых данных, полученных от всех органов и учреждений данной системы о состоянии детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушениях, о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними, и нарушении их прав, а так же разработка мер по профилактики подобных явлений, и включение данных мер в планы-графики совместной работы;

– составление межведомственной базы несовершеннолетних и семей, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа;

– анализ предпринятых мер воздействия как в отношении детей и подростков, так и в отношении их представителей;

– разработка правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– планирование и проведение совместных с другими субъектами системы мероприятий по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;

– правовое воспитание детей и подростков, их родителей, иных законных представителей по вопросам их прав и обязанностей по отношению друг к другу;

– просветительскую работу с общественными организациями, объединениями граждан, средствами массовой информации по вопросам защиты прав детей;

– совместная работа с правоохранительными и правозащитными органами и учреждениями;

– получение информации, поступившей от самих несовершеннолетних по вопросам нарушений их прав, рассмотрение обращений родителей несовершеннолетних и иных граждан по всем вопросам, касающихся защиты прав и интересов детей.136

Основной формой межведомственной координации являются заседания

Комиссии137.

Вместе с тем, координация деятельности субъектов системы может происходить в формах:

– сбора, анализа и обмена необходимыми данными в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

– совместных проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления, анализа и применения в практике позитивного опыта;

– проведения других совместных мероприятий с целью защиты прав и

законных интересов несовершеннолетних;

136 Пункт 1 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

137 Статья 10, О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Брянской области: Закон Брянской области от 11 февраля 2008 года № 8–З // Официальная Брянщина: информационный бюллетень.– 2008. – 21 февраля. – № 3.

– совместного выпуска приказов, актов, регламентов и иной документации, организующую работу;

– издания памяток и иных материалов, направленных на информационное обеспечение деятельности;

– разработки и анализа мероприятий совместной работы.

Избрание форм и методов регулирования межведомственной работы по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних определяются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при учете всех поступивших предложений от всех заинтересованных субъектов, имеющих равные полномочия по внесению указанные предложений.138

Вместе с тем к обязанностям комиссий по делам несовершеннолетних и

защите их прав относится совместная с другими органами и учреждениями подготовка материалов, представляемых в судебные органы, по вопросам содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации139.

Кроме того, к полномочиям Комиссий относится рассмотрение

представлений из образовательных учреждений об исключении несовершеннолетнего, не получившего общего образования,140 в случаях, когда это предусмотрено новым Федеральным Законом «Об образовании»141.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участвуют в принятии решений о направлении несовершеннолетних в возрасте старше одиннадцати лет с отклоняющимся от общепринятой нормы, социально опасным поведением, которые нуждаются в особенных условиях воспитания и обучения и

требующие особых педагогического и психологического подходов, в специальные

138 Белянинова Ю.В. // Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный). // СПС КонсультантПлюс. — 2010.

139 Пункт 2 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

140 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

141 Там же, пункт 3 части 2 статьи 11.

учебно-воспитательные учреждения, где обеспечиваются особые медицинские, психологические и социальные реабилитации несовершеннолетних, осуществляются коррекция и контроль за их поведением.

Вместе с этим предпринимаются меры для получения ими соответствующих ступеней образования, а также начального профессионального образования. К подобным специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся: специальные общеобразовательные школы; профессиональные училища; коррекционные особые школы и (коррекционные) профессиональные училища для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, свершивших правонарушения. Решение о направлении несовершеннолетнего в данные образовательные учреждения принимается судебной инстанцией по представлению Комиссии.

Необходимо обозначить, что «Типовое положение о специальном учебно- воспитательном учреждении для детей и подростков» с поведением отклоняющимся от общепринятого уже утверждено Постановлением Правительства РФ142.

К полномочиям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относится организация профилактики дивиантного поведения подростков, оказание им содействия по социальной реабилитации и адаптации в случаях их возвращения из учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие полномочия, реализация которых направлена на обеспечение несовершеннолетних адекватными условиями существования143.

А именно, функции Комиссии направлены на предупреждение рецидива

антиобщественных поступков и правонарушений несовершеннолетних, на их социальную адаптацию. Эта работа имеет зачастую очень важное, а то и

142 Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 // Собрание законодательства Российской Федерации.

1995. – 1 мая. – № 18. – Ст. 1681.

143 Пункт 4 части 2 статьи 11, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

решающее значение для возвращения подростков к нормальной социальной жизни, так как во время нахождения несовершеннолетнего в закрытом учебном заведении или в воспитательной колонии, даже если у них и имелись налаженные социальные связи, то они были утрачены в период их нахождения в вышеназванных учреждениях.

Сразу по освобождению из колонии, несовершеннолетние сталкиваются с рядом объективных и субъективных проблем социальной адаптации, таких, как: решение бытовых вопросов, материальных, психологических, моральных.

В случае отсутствия помощи в социальной адаптации, очень часто несовершеннолетние совершают новые правонарушения, что ведет в повторному осуждению.

Некоторые затруднения возникают при профессиональной адаптации подростков, так как почти половина несовершеннолетних испытывают при приеме на работу сложности, обусловленные наличием судимости144 , невзирая на факт обладания специальности и профессиональных навыков.

На основании действующего законодательства, Комиссии по месту постоянного жительства освобожденного из учреждений исполнения наказания, в случае, если он не достиг совершеннолетия, принимают меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляют контроль за его поведением145.

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к

родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием последних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту их прежнего жительства по представлению администрации колонии принимает меры по его устройству.

Бывают случаи, когда, по мнению Комиссии, устройство несовершеннолетнего по прежнему месту жительства является

нецелесообразным, в таком случае его устраивают по месту нахождения колонии.

144 Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) // СПС Консультант плюс. – 2010.

145 Статья 27.1, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года.

Комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

В отношении всех несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, не позднее чем за 3 месяца до освобождения заводится карта социального сопровождения, которая его после освобождения направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства подростка.

Вместе с тем, Комиссии уполномочены применять меры административного характера как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям и иным законным представителям.

Комиссии во время заседаний рассматривают вопросы в отношении подростков:

— совершивших правонарушения общественно опасного характера, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации146, в случае, если они не достигли возраста уголовной ответственности;

— в случае совершения преступления несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет, если было отказано в возбуждении уголовного дела, либо было дело прекращено по реабилитирующим основаниям;

— в случае, если несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет совершили антиобщественные проступки.

По итогам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к ним особые меры воздействия, учитывая и мотив, и тяжесть, и характер правонарушения. Это может быть:

— предупреждение;

— наложение административного штрафа;

146 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года №

63–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

— передача подростка родителям, либо иным законным представителям для применения мер воспитательного характера;

— направление подростка в специальные учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в случае согласия их родителей, если они не достигли возраста четырнадцати лет.

В случаях, если проступок несовершеннолетнего носит малозначительный характер и не несет в себе общественной опасности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут не подвергать его административному наказанию, а вынести ему только устное замечание.

Если же подросток совершил проступок общественно-опасного характера, подлежащий уголовной ответственности147, но сам несовершеннолетний не достиг возраста, с которого она наступает, Комиссия направляет ходатайство в суд о помещении данного несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа.

О принятой мере воздействия к несовершеннолетнему указанные органы обязаны уведомлять подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В случаях же необходимости, члены Комиссии советуют пройти различные реабилитации как в их учреждениях, так и в других. Это могут быть алкогольная, наркологическая, психологическая, социальная и другие виды реабилитации.

Если выбрана мера пресечения к несовершеннолетнему в виде передачи его родителям или иным законным представителям в целях воспитания, то эта мера действует до исправления подростком своего поведения в случаях, когда его родители, либо иные законные представители сообщили об этом в соответствующую Комиссию, и она в свою очередь эту меру отменяет.

Если же подобное действие не привело в желаемому результату и оказалось

неэффективным, несовершеннолетний не пересмотрел своих взглядов и его

147 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года №

63–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

поведение осталось неизменным, Комиссии в праве применить к нему иное, более строгое и ограничивающее его воздействие.

В отношении родителей, которые не исполняют своих предусмотренных законом обязанностей, Комиссии при рассмотрении административных материалов в отношении данных лиц, имеют возможность применить к ним следующие меры, предусмотренные действующим законодательством:

– вынести предупреждение или наложить административный штраф;

–ходатайствовать перед органом опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей или иных законных представителей, в случаях реальной угрозы его жизни и здоровья;

– обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.

Вместе с тем, указанные Комиссии рассматривают материалы и в отношении иных граждан, которые совершают правонарушения в отношении несовершеннолетних. Например, вовлекают их в распитие алкогольных напитков, в совершение преступлений, в нарушение правил дорожного движения. И мерой наказания к данным гражданам является наложение административного штрафа.

Семейным кодексом148 предусмотрено лишение родительских прав. Это

является крайней мерой ответственности, применяемой в семейном праве, и допускается исключительно в судебном порядке в рамках искового производства. Перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением о лишении родительских

прав, перечислен в ст. 70 СК РФ и конкретизирован Верховным судом149.

148 Пункт 1, статья 70, Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от

29 декабря 1995 года № 223–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996.–

1 января. – № 1. – Ст. 16.

149 О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. – 1998. – №

7.

Составами, направленными на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, являются следующие статьи КоАП РФ150:

– статья 6.7 – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения;

– статья – вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

– статья ;

– статья ;

— статья ;

— статья ;

— статья .

Именно Комиссиям принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в части 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его им на рассмотрение151.

Указанные органы вправе принимать к производству материалы о любом

антиобщественном проступке несовершеннолетнего и рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого оно ведется. Однако, на наш взгляд, необходимо передать компетенцию Комиссий в части ведения производств по делам об административных правонарушениях152 другим органам и учреждениям

системы профилактики.

150 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – 7 января. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

151 Статья 23.2 КоАП РФ.

152 Коренев А. П. Административное право России: учебник. в 3 ч. М.: МЮИ МВД России. –

1996 год. – Ч. 1. — С.222.

Необходимо отметить, что главной целью применяемых административных наказаний к несовершеннолетним, является восстановление справедливости и исправление правонарушителей путем профилактики рецидива правонарушений и преступлений.

Реализации прав и интересов несовершеннолетних работников в сфере труда призвано способствовать осуществление их представительства, которое традиционно имеет большую значимость. Федеральный закон о профсоюзах153, ТК РФ154 предоставили профсоюзам право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах работники не могут вступать в профсоюзы до достижения 14-летнего возраста155. Их интересы могут учитываться лишь при заключении коллективных договоров, если таковые в организации, где работают несовершеннолетние этой категории, заключаются.

Таким образом, на Комиссии возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно распределить по следующим функциональным комплексам: охранительный, социальный, организационно-методический, административно- юрисдикционный.

Существенным представляется обобщение и целенаправленное применение в рамках всего государства позитивных достижений, прогрессивных инструментов и методов, используемых в деятельности Комиссий в отдельных регионах.

На законодательном уровне в скорейшем времени должна быть решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса Комиссии как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие

нормативного акта, в котором бы детально прописывались такие моменты, как

153 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. –

15 января. – № 3. – Ст. 148.

154 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — . — N 1 (ч. 1). Ст. 3.

155 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ.

правовая природа, задачи и функции, полномочия, иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность Комиссий.

Совершенствование деятельности Комиссий в Российской Федерации должно на настоящем этапе стать одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/chto-takoe-kdn-deyatelnost-komissii-po-delam-nesovershennoletnih.html
  • https://zullus.ru/kdn-i-zp/
  • https://pravo812.ru/useful/849-chem-grozit-postanovka-na-uchet-v-komissii-po-delam-nesovershennoletnikh.html
  • https://papinian.com/semejnoe/kak-rasshifrovat-nazvanie-podrazdeleniya-pdn.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий