В статье рассмотрены основные понятия инвентаризации, раскрыты ее сущность и задачи. Приложен перечень форм документов для учета ее результатов. В статье рассмотрены основные понятия инвентаризации, раскрыты ее сущность и задачи. Приложен перечень форм документов для учета ее результатов
Содержание
- Инвентаризация по степени охвата:
- Закон об инвентаризации
- Отражение в учете результатов инвентаризации
- Порядок проведения инвентаризации
- Понятие и значение инвентаризации
- Инвентаризация по объему:
- Виды инвентаризаций
- Инвентаризация по назначению:
- Кто проводит инвентаризацию в организации
- Вопросы и ответы
Инвентаризация по степени охвата:
- выборочная – осуществляется, когда необходима проверка только некоторых ценностей, закрепленных за конкретным материально ответственным лицом. Обычно проводится на предприятиях с большой номенклатурой;
- сплошная – производится одновременно на всех предприятиях и во всех структурных подразделениях организации.
Закон об инвентаризации
Базовым документом, определяющим порядок осуществления инвентаризации (кроме нормативно-правовых документов по ведению бухгалтерского учета), является Приказ Минфина РФ № 49 от «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция от ).
Также обязательства по проведению инвентаризации закреплены в Федеральном законе № 402-ФЗ от «О бухгалтерском учете». Инвентаризация на предприятии проводится обязательно:
- перед формированием годовой бухгалтерской отчетности,
- при изменении материально ответственного лица,
- при обнаружении фактов порчи, злоупотребления или хищения ценностей,
- при ликвидации или реорганизации предприятия,
- при продаже, выкупе, передаче имущества в аренду,
- при преобразовании муниципального унитарного или государственного предприятия,
- в случае пожара, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями,
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ (см. Приказ Минфина РФ № 34н от «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от , с изменениями от )).
Отражение в учете результатов инвентаризации
Недостачи учитываются следующими проводками (для примера возьмем данные из таблицы ведомости, приведенной в примере выше)
Излишки подлежать принятию к учету. Причем приходуют после учета пересортицы. Например, общая сумма излишков (в примере) 7 000,00 рублей из них пересортица составляет 4 200,00 рублей. Таким образом на баланс нужно поставить сумму 2 800,00 рублей.
Порядок проведения инвентаризации
При проведении инвентаризации следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Федеральный закон № 402-ФЗ от г «О бухгалтерском учете».
- Приказ Минфина РФ от г.№ 49 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
- Другие разъясняющие письма Минфина.
Этапы проведения
Создание инвентаризационной комиссии
Созданная комиссия в обязательном порядке оформляется приказом или другим распорядительным документом. Допускается использовать унифицированную форму ИНВ-22 или разработанную организацией форму.
В приказе оговаривается причина проведения инвентаризации, срок, в который она должна быть закончена и состав комиссии.
Комиссия создается постоянная. В состав рекомендуется включать представителя управленческого аппарата, бухгалтера или иного финансового работника и любых сотрудников независимо от занимаемой должности. Количество членов комиссии не ограничено.
Инвентаризация может быть признана недействительной, если будет проведена комиссией в неполном составе.
МОЛ в комиссию не включаются, но пересчет материальных ценностей в обязательном порядке проводится в их присутствии.
Подготовительные мероприятия
После того как приказ подписан необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
- Собрать приходные, расходные документы
- Проверить весы, если инвентаризируемые запасы необходимо будет взвешивать
- Взять с МОЛ расписку о готовности к инвентаризации, в которой необходимо указать, что все расходные документы и авансовые отчеты сданы в бухгалтерию. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационную опись
Подготовка инвентаризационных описей (актов)
Пересчет материальных ценностей может проводиться в течение нескольких дней. Комиссия визуально осматривает, пересчитывает и взвешивает имущество.
В конце описи оформляется еще одна расписка МОЛ о том, что пересчитаны и внесены в опись все материальные запасы.
Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией
Следующий шаг – анализ полученных данных. Данные из инвентаризационной описи переносятся в сличительную ведомость (форма ИНВ-18, ИНВ -19).
В ней указывается наличие ценностей по данным бухгалтерского учета и проставляется количество выявленное в результате пересчета. В результате может выявиться следующее:
- Соответствие фактического наличия и данных бухучета
- Недостача
- Излишки
- Пересортица
Сличительных ведомостей, также как инвентаризационных описей может быть несколько. На заключительном этапе проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором полученные результаты обобщаются и составляется протокол заседания.
Пример табличной части формы ИНВ-26
ВЕДОМОСТЬ
УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИЕЙ
Протокол подписывается в обязательном порядке всеми членами инвентаризационной комиссии.
Утверждение результатов инвентаризации
После того как подведены итоги, подписаны все необходимые акты и сличительные ведомости. Издается приказ об утверждении результатов инвентаризации. В приказе необходимо прописать следующие:
- Утвердить итоги инвентаризации.
- Бухгалтерии учесть полученные результаты
- В случае выявления недостачи, привлечь к ответственности виновных лиц (внести в кассу стоимость недостачи)
- Обязать ответственных лиц предоставить предложения об усилении контроля за сохранностью материально производственных запасов.
- Указать сроки, в которые приказ должен быть исполнен.
Понятие и значение инвентаризации
Инвентаризация способ учёта, при котором регламентирован механизм периодической проверки и документального подтверждения состояния, наличия и оценки имущества и обязательств предприятий. Задача инвентаризации состоит в подтверждении «правдивости» данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
Инвентаризация по объему:
- полная – осуществляется перед формированием годового бухгалтерского отчета, при аудиторской проверке и ревизии. Проводится в отношении материальных ценностей, денежных средств и расчетных отношений с другими лицами и предприятиями. В случае проведения полной инвентаризации ей подлежат также не принадлежащие организации ценности (например, полученные в переработку, принятые на ответственное хранение, арендованные);
- частичная – охватывает только часть ценностей организации. Примером частичной инвентаризации могут быть инвентаризация материальных ценностей, относящихся только к конкретному материально ответственному лицу (например, при его смене), ревизия кассы.
Виды инвентаризаций
Инвентаризацию разделяют на виды по назначению, объему и методу проведения.
По назначению выделяют плановую, повторную, внеплановую и контрольную; по объему — полную и частичную; по степени охвата - выборочную и сплошную; по обязательности проведения – обязательную и инициативную; по методу проведения – натуральную и документальную инвентаризации.
Инвентаризация по назначению:
- плановая – производится в сроки, запланированные по графику, который был утвержден руководителем организации. Сроки проведения инвентаризации не разглашаются;
- внеплановая – происходит при наступлении особых событий (хищений, передаче дел материально ответственным лицом, стихийных бедствий);
- повторная – проводится при сомнениях в качестве, достоверности и объективности уже проведенной инвентаризации;
- контрольная – проводится для контроля корректности инвентаризации, проведенной ранее. Проводится в местах, где уже прошла инвентаризация, обязательно до открытия помещений.
Кто проводит инвентаризацию в организации
Инвентаризация осуществляется постоянно действующей комиссией. Перечень членов инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.
В члены инвентаризационной комиссии включают:
- представителей руководства организации;
- сотрудников бухгалтерии;
- сотрудников юридических, инженерных, финансовых и прочих служб.
В состав комиссии также могут быть включены сотрудники службы внутреннего аудита или представители независимой аудиторской компании.
Задание на проведение инвентаризации на предприятии прописывается в приказе (распоряжении, постановлении) о проведении инвентаризации (в виде формы № ИНВ-22). Задание включает в себя порядок, срок и объем работ по инвентаризации.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://glavkniga.ru/situations/s503162
- http://nebopro.ru/blog/invent