Что такое государственный земельный кадастр

 

Земельный кадастр является списком систематических данных о земле как ресурсе производства, о её правовом, хозяйственном, природном положении. В статье мы расскажем что такое государственный земельный кадастр, какие виды бывают и в каких целях он ведется. Узнаем, какие сведения он содержит и какими документами регулируется. Рассмотрим какие объекты подлежат учету в реестре.

Понятие “земля” в законодательстве

Прежде чем рассматривать особенности земельного кадастра, необходимо остановиться на понятии «земля». Под термином «земля» понимается «… важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций все рассмотрение особенностей кадастра земли, необходимо остановить на понятии “землю”. Термин “земля” понят” … как самая важная часть окружающей среды, которая характеризуется пространством, освобождением, климатом, покрытием почвы, растительностью, подпочвой, водами, будучи главными средствами производства в сельском и лесоводстве и также пространственным основанием для размещения предприятий и организаций всех отраслей национальной экономики” (ГОСТ 26640-85). В отличие от почвы, которую рассматривают как естественно-историческую биоинертную организацию, земля является территорией, которая используется для конкретных целей; т.е. это более широкое понятие. Земля оценена, с одной стороны, с точки зрения экономической оценки ее качества как средства сельского и лесохозяйственного производства; с другим – с точки зрения его результата на основе оценки факторов изобилия.

Запас – (от запас, реестр поданных документов; позже во Франции это слово было преобразовано к “кадастру” – реестр), код систематизируемых данных по объекту землепользования, определяющего функциональный и цель определенного качества принятия во внимание участка земли (класс сайта), текущее состояние и стоимость в случае закупки и продажи.

Кадастр государственной земли является системой учета, оценкой земель, установленных государством и регистрацией прав на землю, направленных к регулированию и улучшению отношений земли и включению данных на юридическом, экономическом и экономическом, экологическом и естественном условии земель.

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Что такое земельный кадастр

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Развитие кадастра

Для развития кадастра государственной земли кадастровая регистрация земельных участков, т.е. описание и индивидуализация в Объединенном государственном реестре земель земельных участков поэтому каждый земельный участок получает специальные особенности для своей оценки качества, и экономическая оценка выполнена.

Государственная кадастровая оценка территорий земель выполнена для определения кадастровой стоимости сайтов различной цели. В ходе государственной кадастровой оценки земель выполнено оценочное зонирование территории. Оценочная зона является частью универсальной формы земель в цели, типе функционального использования и земельных участков близко к кадастровой стоимости. Результатами оценочного зонирования карты (схема) оценочных зон составлен, и кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон установлена.

Методические и нормативные и технические документы, необходимые для выполнения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая оценка земель является базой налогообложения, как это – банк данных в картографическом и семантическом показе, созданном как система информации о территории, материальных элементах, населении, инфраструктурах, и т.д.

Основание кадастра земли составлено следующими деталями:

  • земля (с точной оценкой областей и мерами объектов землепользования);
  • эколого-географический, содержа объединенную систему особенностей компонентов среды;
  • экономическая, дающая информация об особенностях планирования, учета, прибыльности землепользования, стоимости;
  • законный – юридические аспекты регулирования землепользования на основе Земельного кодекса.

Земельный кадастр в России

В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закрепляются в Земельном кодексе.

В СССР ведение земельного кадастра предусматривали Основы земельного законодательства союзных республик и Союза ССР 1968 г.

Пояснение земельного кадастра. В согласии с Федеральным законом № 28-ФЗ от г. земельный государственный кадастр — систематизированный свод документированных данных, которые получаются в итоге проведения кадастрового государственного учёта земельных участков, о целевом назначении, местоположении, правовом положении земель Российской Федерации и данных о территориальных зонах и наличии объектов, которые располагаются на земельных участках и связанных прочно с этими земельными участками. Но, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от г. № 66-ФЗ Закон «О государственном земельном кадастре» признан юридически недействительным. С принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в 2007 году введено новое понятие — «государственный кадастр недвижимости».

Кадастровый государственный учёт участков земли — индивидуализация и описание в Едином государственном реестре участков земли, в итоге чего каждый земельный участок получает данные характеристики, которые дают возможность однозначно выделить его из прочих земельных участков и осуществить его экономическую и качественную оценки. Кадастровый государственный учёт участков земли сопровождается присвоением кадастрового номера каждому участку земли.

Кадастровая карта являет собой карту, которая показывает право собственности на земельные участки и границы. Некоторые кадастровые карты имеют дополнительную информацию: местные названия участков, номера свидетельства о собственности, уникальные идентификационные номера, площади кадастровых участков, информацию об обслуживающих организациях.

Государственный земельный кадастр создают и ведут в целях информационного обеспечения:

  • государственного контроля охраны и использования земель;
  • муниципального и государственного управления земельными ресурсами;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • мероприятий, которые направлены на повышение и сохранение плодородия земель;
  • учёта стоимости земли и экономической оценки земель в составе природных ресурсов;
  • землеустройства;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • другой деятельности, связанной с распоряжением, владением, пользованием земельными участками.

Данные государственного земельного кадастра имеют открытый характер, кроме сведений, которые отнесены законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Каковы принципы по осуществлению деятельности по ведению государственного земельного кадастра?

Принципами, в соответствии с которыми осуществляется деятель­ность по ведению государственного земельного кадастра, являются:

— единство системы и технологии ведения государственного земель­ного кадастра на всей территории Российской Федерации;

— непрерывность внесения в государственный земельный кадастр из­меняющихся характеристик земельных участков;

— открытость сведений государственного земельного кадастра;

— сопоставимость и совместимость сведений государственного зе­мельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государст­венных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного ис­пользования земельных участков.

В каких целях ведется

Фото 2

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.

Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:

  • Зонирование земель;
  • Регистрация наделов;
  • Учет количества и качества имеющейся земли;
  • Бонитировка почв (оценка их плодородности);
  • Проведение кадастровых съемок.

Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.

Под заинтересованными лицами следует понимать:

  • Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
  • Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
  • Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).

Составные части земельного кадастра

Государственный земельный кадастр состоит из 4 частей:

  1. Регистрация землевладений и землепользований(запись в документах установленного образца сведений о земельном участке, закрепляющих правовое положение, географические параметры)

  2. Количественный и качественный учет земельного фонда(база данных о количестве, использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов, необходимых для решения управленческих задач)
  3. Бонитировка почв(сравнительная оценка естественного плодородия, их группировка по природным условиям, урожайность с.х.культур)

  4. Экономическая оценка земли(производительная способность земли как средства производства, доходность земли с учётом системы натуральных и стоимостных оценочных показателей)

  1. Перевод земельных участков или земель из одной категории в другую

    Земельный кодекс включает в себя общие положения по процедуре перевода и соответственно в чьей компетенции имеется определённый участок :

    • земли, которые находятся в собственности субъектов РФ, земли сельскохозназначения, которые находятся в муниципальной собственности — органы исполнительной власти субъектов РФ
    • земли, которые имеются в федеральной собственности — Правительство РФ
    • земли, которые находятся в частной собственности:
    • земли сельскохозяйственного назначения — органы исполнительной власти субъектов РФ
    • земли другого целевого назначения — органы местного самоуправления. При этом вне зависимости от их форм собственности по отношению к землям поселений устанавливается специальная норма: перевод жилищных земель в земли прочих категорий и наоборот производится органами государственной власти субъектов РФ.
    • земли, которые находятся в муниципальной собственности — органы местного самоуправления

    Порядок и состав приготовления документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной группы в другую устанавливается в ст.2 Земельного кодекса РФ. Как видно основополагающим документом из содержания статьи является ходатайство, в котором указывают главные индивидуализирующие признаки земельного участка — группа земель обоснование перевода, кадастровый номер, права на участок земли.

    В итоге правового анализа данных документов принимают решение о переводе или отказе. Законодатель четко указал основания для отказа в ст.4 ЗК РФ:

    • установление не соответствия целевого испрашиваемого назначения земель или участков земли документации планировки и утвержденным документам территориального планирования, землеустроительной или лесоустроительной документации
    • наличия негативного заключения экологической государственной экспертизы
    • установления ограничения перевода земель из одной категории в другую или запрета на данный перевод

    Глава 2 Земельного кодекса РФ регламентирует особенности перевода земель из одной группы в другую. Эти особенности касаются некоторых категорий таких как, земли поселений, земли сельскохозугодий, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта, телевидения, радиовещания, информатики, земли безопасности, обороны, земель для космической деятельности, земли другого специального назначения, земли особенно охраняемых территорий, земли запаса, земли водного фонда, земли лесного фонда.

    Каковы цели создания и ведения государственного земельного кадастра?

    Как предусмотрено Федеральным законом от 2 января 2000 г. «Огосударственном земель­ном кадастре» (ст. 4), государственный земель­ный кадастр создается и ведется в целях ин­формационного обеспечения:

    — государственного и муниципального уп­равления земельными ресурсами;

    — мероприятий, направленных на сохране­ние и повышение плодородия земель,

    — государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним;

    — землеустройства;

    — экономической оценки земель и учета сто­имости земли в составе природных ресурсов;

    — установления обоснованной платы за землю;

    • иной, связанной с владением, пользова­нием и распоряжением земельными участками деятельности.

    Правовое регулирование

    Статья 70 Земельного кодекса РФ гласит, что кадастровая деятельность, связанная с земельными участками, регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

    Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:

    • Конституции РФ (ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76);
    • Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
    • Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
    • Приказов Министерства экономического развития;
    • Постановлений правительства;
    • Законов отдельных субъектов РФ.

    Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.

    До 1 января 2019 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2018 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.

    Все остальные положения утратили силу с началом использования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    История возникновения и развития

    Первые упоминания о кадастровой деятельности

    Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

    Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».

    Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

    Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

    История развития в России

    В России земельный госкадастр начинает развиваться со становлением Киевской Руси (IX – XI века). Сборник законов тех времён «Русская правда» содержал в себе информацию, что все земли должно делить на:

    • Дворовые (используемые для возведения строений);
    • Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
    • Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
    • Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).

    Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.

    В 1622 году был издан Писцовый указ, согласно которому ответственные писцы должны были производить учет всех имеющихся в их ведомстве земель. Помимо обычной переписи необходимо было указывать владельца земли.

    На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.

    Понятие «Земельный кадастр» в России было впервые введено в 1968 году с изданием Земельного кодекса РСФСР.

    На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:

    • Федеральный закон «О кадастровой деятельности»;
    • Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

    Основная документация

    Фото 3

    Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:

    • Основные;
    • Вспомогательные;
    • Производные.

    Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.

    К основной документации относятся:

    • Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
    • Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
    • Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
    • Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.

    К вспомогательным документам относятся:

    • Книга учета входящих документов;
    • Книга учета выданных сведений.

    К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.

    Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.

    Каков состав сведений и документов государственного земельного кадастра?

    Государственный земельный кадастра содержит сведения о:

    — земельных участках;

    — территориальных зонах;

    — землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление:

    — землях и границах субъектов Российской Федерации.

    Что же касается документов, содержащихся в государственном зе­мельном кадастре, то они подразделяются на основные, вспомогатель­ные и производные. К основным документам государственного земель­ного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

    К вспомогательным документам государственного земельного кадас­тра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

    К производным относятся документы государственного земельного кадастра, содержащие перечни земель, находящихся в собственнос­ти Российской Федерации, собственности ее субъектов, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналити­ческие документы.

    Какие сведения содержит

    Объекты ГЗК

    Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.

    Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.

    Состав информации

    Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:

    • Отдельные земельные участки;
    • Территориальные зоны;
    • Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
    • Границы субъектов РФ;
    • Границы государства.

    В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.

    Категория «Земельные участки» содержит в себе следующую информацию:

    • Кадастровый номер. Присваивается всем без исключения учтенным объектам недвижимости.
    • Местонахождение ЗУ (его точный адрес).
    • Площадь в метрах квадратных.
    • Вид разрешенного использования надела.
    • Категория земель, в которую он входит.
    • Точное указание границ.
    • Наличие зарегистрированных прав и ограничений.
    • Кадастровая стоимость.
    • Качественные показатели (например, плодородность почвы);
    • Недвижимость, которая неделимо связана с ЗУ.

    Порядок ведения системы учета

    При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

    Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

    Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

    Вопросы и ответы

    Источники

    Использованные источники информации.

    • https://biznes-prost.ru/zemelnyj-kadastr.html
    • https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/opisanie-gzk
    • http://mirkadastra.ru/kadastrovyj-uchet/zemelnyj-kadastr.html
    • https://studfiles.net/preview/882477/page:29/
    • https://studfiles.net/preview/4167673/page:19/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий